Сибирские огни, 1970, № 12
тической литературы об очерке. Т. Бенево ленская, Н. Глушков, В Богданов и отча сти Е. Ж урбина, обновившая иллюстриро ванный материал прежней своей книжки, вернули внимание читателя к очерку, к про блемам жанра. Авторы разошлись между собой как е оценке конкретных произведе ний, так и е суждениях с сущности, про блематике жанра Нас это не должно тре вожить. ибо истина рождается, как извест но, в спорах. Правда, досадно, что такие предрассудки, как мнение о существовании особого прозаического жанра газетного очерка (Беневоленская), живот и поныне, хотя, казалось бы, научное литературоведе ние с ними давно покончило. Да, прошедший год обогатил литерату ру об очерке. Но мне, читателю (может быть, потому, что я в то же время еше очер кист и критик), недостает более глубоких, лучше систематизированных суждений о по следнем, нынешнем этапе развития очерко вой литературы,— - рецензируемые книги об ращены, главным образом, в прошлое. Хоте лось бы разобраться, чем вызван видимый упадок традиционных для русской литера туры форм х у д о ж е с т в е н н о г о очер ка. Возродится ли в ближайшее время ме тод исследования жизни с помощью «очер ка нравов», «очерка-рассказа»? Вообще, ка кие причины обусловили произошедшие из менения в структуре поджанров очерковой литературы, каков прогноз на 70-е годы’ Надеюсь литературоведы ответят на все эти вопросы в начале десятилетия Мера убедительности их исследований зависит от того, удастся ли им рассмотреть специфиче ские проблемы очеркового жанра не изоли рованно, а на общем фоне развития худо жественной прозы И хорошо бы привлечь к анализу живой действительности, отряжае мой очерком, данные современной науки, конкретных социологических исследований. И. П е ч е р к и н СРЕДИ ДОБРЫ Х ЛЮДЕЙ Г ерои новой повести В. Лихоносова «На долгую память»1 ж ивут на окра ине сибирского города, работают, торгуют пирожками и варенцом, выпивают, а вы пивши. строят «широкие планы на жизнь», поют, сптетничакл плачут, вспоминают, воспитывают детей — словом, совершают из вечный круговорот, именуемый жизнью В сюжетном отношении повесть просто ' В. Л и х о н о с о в На долгую память М., «Сов Россия». 1969 Чалдонки. Новосибирск. Зап.-Сиб. кн изд., 1969. скудна, можно даже сказать, она не имеет сюжета, а состоит из писем, посылаемых Физой своему сыну, студенту московского вуза, и из воспоминаний и раздумий Жени, вызванных этими письмами. Но эта внеш няя событийная бедность повести совершен но забывается, когда погружаешься в сти хию ее внутреннего содержания, когда со прикасаешься с ее героями и греешься под лучами их сердечной доброты Именно до брота, это ценнейшее из человеческих до стоинств, отливает героев В. Лихоносова и определяет главное достоинство повести. Это прежде всего относится к Физе. С удь ба ее во многом схожа с тысячами судеб русских женщин, чьи мужья погибли за Ро дину в таком-то селе, такого-то района, та кой-то области М ножество забот и обязан ностей ложится на ее хрупкие женские пле чи. Надо и «топливо запасать», и «строить сараюшку», и на базар сбегать, и ребенка накормить! П о это м у Физа всегда в движе нии, в спешке, в заботах о деньгах, о коро ве, о сене. Ч то-то продает, что-то покупает. На ее долю выпала трудная задача— сво дить концы с кон гами Казалось бы, такая жизнь может наложить на душу человека отпечаток черствости, озлобленности, сде лать его хитрым и изворотливым. Но с Ф и зой этого не произошло Слишком сильны в ее характере противоположные начала и прежде всего — неистощимая доброта и со страдание к людям. И люди охотно тян ут ся к очагу ее доброты К ней с удоволь ствием заходят соседи, чтобы рассеять пло хое настроение, взять в долг молочка, кар тошки, деньжат. «А отдавать Физе Анто новне можно не сразу, она сама не напом нит ей стыднс вернуть свое она лучше перезаймет, чем краснеть та придумывать, почему позарез н у ж н ы деньги». , Чуткое, открытое сердце этой женщины не выносит каких-либо диссонансов в отно шениях между людьми Чтобы избежать этого, она готова тысячу раз простить все сплетни • и скандалы своей соседке Демья- нове. да еще и пожалеть ее. безропотно принять в семью Толика — сына своего вто рого м уж а,— принять которого «уговору не было». Но. '•казяв «нет» она изменила бы своей натуре «Про себя ./на знала с пер вых же минут, что не откажет, потому что рядом со всеми ее осторожными женскими размышлениями вились, как мошки, мысли о Никите Ивановиче Уж е жалела его она своим слабым сердцем» Мотив жалости, сострадания проходит через всю повесть И жалость, оказывает ся. не унижяез людей, я объединяет их, по могает им Пожалеть человека — значит по сочувствовать ему. вместе с ним поплакать над его невзгодами и порадоваться его уда чам. если неием больше ему помочь И не случайно Физа никогда не знавшая дос татка. привьн'шяя считать копейки, постигла своим житейским опытом, что не деньги главное а «самое главное — иметь рядом, человека, которому всегда охота пожало ваться в печали». Такого человека нет ря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2