Сибирские огни, 1970, № 12
лзпсованное в № 7 журнала «Вопросы фи лософии» за 1967 г.). П ож алуй самое понятие «очерковое жанровое измерение» родилось под влияни ем современного мышления, натренирован ного на кибернетических понятиях, иа по исках структур (в данном случае, литера турных) «как закономерностей, которые производят такое действие, что изменение одних элементов вызывает неизбежные из менения других, С тем, однако, чтобы со хранилось значение целого» (пользуюсь определением, бывшим в ходу на междуна родном симпозиуме по социологии литера туры, проходившем в 1967 году в Брюс селе) . И так, я готов признать разумными, про грессивными, отвечающими задачам сов ременного литературоведения методологи ческие посылки сложной классификации жанров Н. Глушкова. Автор заинтересовал ся «очерковыми формами» литературы, хо чет применить широкое понятие «жанрово го измерения» Но методологические посыл ки, даже правильные, еще не предопределя ют р е зул ьта т. К сожалению, текст иссле дования Н. Глушкова пестрит поистине бес численными жанровыми классами, подклас сами, разрядами, группами, наделенными более чем условными признаками. Так, на пример, в с о б с т в е н н о ж а н р о в о м а с п е к т е Н. Глуш ков обнаруживает раз личия между «невыдуманными докумен тальными очерками», «невыдуманными рас- _ сказами», «очерками с вымышленным со держанием». Среди архитектонических раз новидностей жанра он обнаруживает гиб риды, вроде «очерка-статьи», «очерка-рас сказа» и даже «очерка-романа», выделяет в особый класс цикл очерков. Появляются обширные группы «лирико-публицистиче ских» и «спокойно-повествовательных» очерковых форм. Встречаешь и курьезы: чеховский «Ванька Ж уков» назван отлично выдуманным «очерковым портретом» (?!), а выдержанные в фельетонном стиле газет ные заметки о непорядках в быту, появля ющиеся в «Известиях» под коллективным псевдонимом Пантелеймона Корягина,— «рассказами», правда, невымышленными. Добро бы автор ограничился умозри тельными представлениями о сочетании раз личных литературных начал («измеоений») в произведениях разных жанров Нет, он посчитал долгом критика определить «удельный вес» каж д ого жанрового ингри- диента в литературных произведениях. И в ход пошли арифметические выкладки: ка ких компонентов в произведении больше и насколько. Н. Глуш ков так и пишет: в «Женщине» М . Горького «очерковые и но веллистические качества предстают в рав ных количествах» (!); в рассказах В. Паль- мана «большое количество публицистики, но она все же не оделяла их очерками». В «Северном дьевнике» Ю. Казакова автор «бнаружил «всего несколько страниц от крытой публицистики, несколько страниц, посвященных чистой экономике, другие со держат публицистику и лирику» и т. д. ! Да это же заранее противопоказанный всякому литературоведческому анализу ме ханический критерий: выявление количе ственных коэффициентов жанрового каче ства! М ежду прочим, к социологическим методам исследования искусства подобная «арифметика» ни малейшего отношения не имеет. И как-то странно- сам Н. Глуш ков не раз высказывал по аналогичным поводам вполне разумные мысли. Например, он го ворил, что лозунг «За ж анровую определен ность!» вряд ли двигает вперед эстетику и литературную практику (стр. 222), а в на чале исследования воскликнул патетически по поводу «Дерев°нского- дневника» Е. До- роша: «Кто возьмется расщепить идейно художественный строй этого произведении на лирику и публицистику!'» По, как ни странно, автор этой справедливой филип пики заявил себя безрассудным смельчаком и занялся расщеплением искусства, как бы заключенного в колбу средневекового алхимика. И к тому же, в согласий с Т. Беневоленской он постоянно жалуется, что наука о литературе не добилась еще строгой точности своих определений. Хо чется напомнить автору, раз уж он не чуж д современных понятий, заимствуемых из тео рии информации, что еще М. Бахтин обро нил в «Проблемах поэтики Достоевского» такое замечание: «Литературовед добивает ся, чтобы художественное познание не стремилось к грубой, примитивной опреде ленности — о н о з а в е д о м о н е м о ж е т б ы т ь и с т и н о й ; он предлагает равнять ся на с о з н а н и е с о в р е м е н н о г о ч е л о в е к а н а у к и , который уже умеет ори ентироваться в сложных условиях «вероят ностной вселенной Эйнштейна», умеет учи тывать, рассчитывать эти условия...» Добав лю от себя- не прибегая к арифметике. Не нужно, право, полагаться на всесилие де тальных определений в сфере литературы. Да, каждый цвет поедставляет сумму трех других- цветов, взятых в определенных до зах. «Атлас цветов», с которым Леонов ле тал в космос, содержит 450 тончайших от тенков семи цветов радуги, даже каждый мазок кисти живописца можно измерить физическими приемами. Но эго вовсе не значит, что различия между полотнам» Рембрандта и Ван-Гога сводятся к р а з л и ч и ю д о з основных цветов в живописи этих художников. Критикой теоретических построений на ших двух авторов я зовсе не обесцениваю их исследований. Во-первых, в каждой из книг встречаешь полезную систематизацию взглядов на очерк, высказанных в нашей печати. Во-вторых, попытка самостоятель ных построений жанровых «измерений», с которой мы встречаемся у Н. Глушкова, сама по себе заслуживает внимания, хотя предложенная автором классификация ка жется сомнительной. В-третьих, наконец, исследования содержат новые (\ Бенево ленской) или обновленные (у Г тушковэ ) о б з о р ы очерковой литературы. Впрочем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2