Сибирские огни, 1970, № 12
шары). 2. Н е с к о л ь к о э п и з о д о в из б и о г р а ф и и г е р о я («Свет фонаря выхватил из темноты склоненную наоок овечью 1 олову; блеснули большие выпучен ные глаза; чабан усмехнулся, Б С Н О М гШ В П Р О Ш Л О Е » ). 3. К р а т к а я с п р а в к а о н ы н е ш н и х т р у д о в ы х п о к а з а т е л я х . 4. Т р а д и ц и о н н а я к о н ц о в к а (герой и ночью не дает себе покоя, он об ходит кошару «под хруст поедаемого се на»). «Где' же тут оригинальный, свежий взгляд на описываемые факты и явления, попытка вдуматься в них, то, чего мы ждем от очеркиста-исследователя, «разведчика» жизни? — спрашивает Т. Ьеневоленская и справедливо заключает; — Бедность мысли родила и однообразие образов, формы». Так же «технично» Т. Ьеневоленская разбирает отличные очерки, например, Р. Кунгурцева — о природе, о первых при метах осени. «Создавая образ уходящего лета,— пишет критик,— автор использовал все изобразительные средства языка; э п и т е т ы (целительный, хмельной осенний воздух, чернильные ночи, яркие, чистые звезды), о л и ц е т в о р е н и я (печаль уб ранных полей, грусть звонкой листвы, про щальная клинопись высоких станиц гусей и журавлей) и т. д. Не нарушает специфики жанра и то, что в очерке будто бы нет че-ь ловека. На самом деле, и тут он присут ствует. Ему свойственны большие и тонкие переживания, он влюблен в среднерусскую природу, до тонкости изучил лес, повадки птиц и животных. Это — сам автор, чув ствующий многоцветье к прелесть жизни». В своем интересе к «технологии очер ковых произведений» Т. Беневоленская за ходит так далеко, что готова (на стр. 51) согласиться с «мнением большинства прак тиков», будто мы присутствуем при рож дении особого языка газетного очерка, для которого характерны пропуск глаголов (?), бессоюзные предложения, бессоюзные спо собы связи между предложениями (тире, многоточие, двоеточие и др.), т. е. все то, что «направлено на сокращение описатель- ности». Анализ о ч е р к а /х о тя бы только га зетного, с позиции лингвиста представляет ся мне, в принципе, весьма интересным. Но не принимает ли Т. Беневоленская за рож дение нового языка газетного очерка про стую моду на «рубленую прозу», моду, ко нечно же, кратковременную, ибо о н а ч у ж д а с а м о й с т и х и и р у с с к о ! 0 я з ы к а . Вспомним: «телеграфный стиль» про цветал некоторое время не только на газет ном листке, а пожалуй, еще более демон стр а ти в н о — в журнальной прозе «Юности». К сожалению, пафос т е о р е т и ч е с к и х воззрений Т. Беневоленской, рас пространенных на факультете ж урналисти ки М ГУ , р том именно и выражается, что «газетный очерк» будто бы особый жанр со ■своими «законами», которым, к сожалению, еще не успели дать,отточенные формулиров ки, ч ю этот очерк действует на поле боя в «политическом концерте газетного листа» как самостоятельная единица, а не как «за готовка писателя» для будущего романа и воооще нс в связи с «большой литерату рой». Признаюсь — не плохо сказано, что очерк — это вовсе не проба пера, не пи сательская заготовка, а самостоятельная боевая единица на вооружении редакции. Н о ведь, эта мысль сформулирована дав но и адресована к любому очерку, где бы он ни был напечатан, к очерку как обще признанному ь науке Ж А Н Р У . Кстати, га зетный очерк Р. Кунгурцева, который вовсе лишен публицистического стержня, еще раз подтверждав!, что правы литературоведы, а не доморощенные теоретики особых ж а н ров: «газетного очерка», «газетного расска за» и т. п. Наивно вы глядят насильственные попытки обрубить связи «газетного очерка» с очерком литературным, так же, как и на бившие оскомину жалобы, что нет еще точ ных определений, наделено разграничиваю щих их между собой или отделяющих от «газетного рассказа» (?), корреспонденции и репортажа. Т. Беневоленская мечтает да же о том, чтобы журналист мог где-нибудь прочесть методические указания «о законах построения пейзажа в газетном очерке», утрируя в этом случае ошибку автора отличной книжки, литературовёда Е. Ж у р биной. В первом издании «Искусства очер ка» этот автор готов был наделить каждый художественный элемент, фигурирующий в очерке (вплоть до пейзажа и диалога), специфическими жанровыми признаками, будто бы луна в очерке светит иначе, чем в рассказе.:. Особенно неубедительны по добные противопоставления в устах квали фицированного исследователя, какий заре комендовал^ себя Т. Беневоленская. Ведь , умеет же она высмеять некоего теоретика, объявившего, что в газете родился «новый Ж А Н Р очерка на моральные темы»; кри тикует же со знанием дела очерковую эр зац-литературу, пользуясь ироническим тер мином «очерк с оживлением», замечает же, что вместе со всей литературой и газетный очерк стал более раздумчивым, философ ским, что ли... Я вовсе не отрицаю, что очерк в газете следует изучать, как это успешно делает и Т. Беневоленская, что ограниченность «территории» и участие в «политическом концерте газеты» сказываются на поощре нии газетными редакциями одних' разновид ностей очеркового жанра за счет других. Но стоит вывести очерки, печатаемые в газетах, из-под власти общелитературных критериев— и тотчас же исследователь ста нет снисходительно оценивать всяческие эрзац-произведения, скажем, потому, что они ¿се-таки затрагивают важ н ую тему и т. д. Книж ка Т. Беневоленской в своей теоре тической части полна противоречий. Н а пример, автор строит «теорию газетного очерка», опираясь на «адресный» докумен тальный очерк. Характерно, что в главе о «документальности», как примете газетного очерка, ни разу так й не упомянуты очер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2