Сибирские огни, 1970, № 12
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Владимир Кантарович НОВЫЕ КНИГИ ОЬ ОЧЕРКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ1» З амечено, что у книг по теории и ис тории жанров — счастливая судьба. И х читают и перечитывают даже в тех слу чаях, когда концепция автора н.е выдержа ла испытания временем. Исследователям, ограниченным узкой сферой о д н о г о ж а н ра, часто удается воссоздать своего рода к а р т и н ы литературы. Одновременно эти книги систематизируют мнения писателей о сущности жанра и его «законах», опреде ления критиков. Как правило, эти мнения противоречивы, их защищают страстно, чи тателям интересно следить за дискуссиями, даже давно отгремевшими. 'Все такие спо ры т е х н о л о г и ч н ы ; любые тезисы тут же прилагаются к конкретным произведени ям, раскрывая не только «угол зрения» ав тора на действительность, но также излюб ленные приемы композиции, лепки харак теров, стиль, язык. Но из литературного по тока каждый исследователь выбирает лишь то, что представляется ему наиболее харак терным, что сл уж ит убедительным аргумен том в споре; так что жанровые моногра фии не дублируют друг друга, это не учеб ники, излагающие отстоявшуюся точку зре ния со ссылками на одни и те же классиче ские произведения. М ож но утверждать, что 1 Т. А. Б е н е в о л е н с к а я . Проблемы со временного газетного очерка Изд, М ГУ. 1969. Н. И. Г л у ш к о в . Очерковые формы в совет ской литературе. Изд. Ростовского ун-та, 1969. В. А. Б о г д а н о в . Разведчик нового, М ., «Знание», 1969. выход в свет ряда монографий по одному и тому же жанру — условие нормального хода литературного процесса О природе и -художественных особен ностях очерка, в частности, советского, спори ли и спорят в публичных дискуссиях (см., например, «Вопросы литературы», № 1, 2 за 1970 г.). На эту тему напечатаны сотни ста тей; некоторые высказывания проникли в са мый текст художественных произведений, на пример, у М . Пришвина, К. Паустовского. Однако исследований очерковой литерату ры немною, причем все они появились в печати за короткий отрезок времени — во второй половине пятидесятых и в начале шестидесятых годов. Назову эти книги; монографии В. Рослякова и Е. Журбиной, два коллективных сборника— ленинград ский (Б. Костелянец, Л . Успенский и др.) и московский (В. Пельт, П. Юшин и др.), работа А. Ш уй ско го , выполненная по ма териалам архива М . Горького, историче ское исследование А. Цейтлина о русском физиологическом очерке и еще две книги, выражающие, по существу, писательскую и журналистскую позиции — автора настоя щей рецензии и М . Черепахова. Затем на ступила долгая пауза, а прошлый год был урожайным ' помимо переиздания работ Е. Ж урбиной и М. Черепахова, опублико ваны три свежих монографии об очерке. Маленькую кн иж ку Т. А. Беневоленской с интересом прочтут журналисты, литера торы, студенты, и как раз потому, что она содержит разборы 35 очерков, появившихся в последние годы в д зетах, притом боль ше всего — в периферийных. Разборы — квалифицированные, автор требователен и — в лучшем смысле слова — технологичен. Иногда, наприм°р, Т. Беневоленская, раз бирая конкретный очерк — портрет передо вика производства.— обрушивается на все сильный штамп, по которому лепится «об раз». Вот схема такого очерка (разбирается конкретное произведение). 1. Л и р и ч е с к и й з а ч и н (заботливый чабан и в новогоднюю ночь обходит ко
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2