Сибирские огни, 1970, № 12
(одной из последних) главы, были опубли кованы в «Сибирских огнях» в 1928 году. Неправомерно на таком зыбком основа нии делать какие-либо выводы об идейной эволюции поэта в пределах одного отно сительно небольшого произведения. Идей ные противоречия поэмы — это объективные противоречия тех сил, что столкнулись на ее страницах.. Ими определяется и позиция автора. Она выступает достаточно ясно в ци ничной оголенности антинародных и шови нистических настроений и стремлений контрреволюционного казачества. Эх, И ртыш , родна река. Ш ирока дорога. Не мешает м уж ика Пиками потрогать... «Прямая речь» контрреволюции автором построена так, что рассматривается чер носотенное нутро «есаулов», и это не может не вызвать отвращения у читателя. Позиция поэта видна и в безусловно отрицательной окраске сравнений и мета фор, относящихся к людям белого стана: «Атаман, откликнись, по чьей вине корш у ном горбатым сидишь на коне»; «что по битых воронов — черных знамен». Она, позиция поэта, чувствуется и в об личительном пафосе частушек:- «Не гор дись, кулацкий сын, сапогами новыми, ой, напрасно кулачье бьег песок подковами». Авторская позиция выступает и в той светлой и бодрой тональности, что окра шивает песенные монологи красноармей ского лагеря, в слове «товарищи», торже ственно звучащем чуть ли не в каждой строфе, в изображении одухотворенной готовности народа идти на любые жертвы во имя своей цели — «чтобы республика зацвела», в веселой сказке о черте-кулаке, сопровождаемой авторским послесловием, достаточно категоричным и весьма а кту альным для годины сплошной коллекти визации и ликвидации кулачества; Так не жди, хозяин. Черт подери, А такого черта Сразу бери. Берн за загривок -Побольней Да гвоздем подборным На пять саженей. И, наконец, глубокие лирические раз думья предпоследней главы об итогах борьбы, утверждение ее бескопромиссно- сти, беспощадности, особенно созвучное го ду «великого перелома», и полная победо носного пафоса концовка, чем-то предвосхи щающая знаменитый эпилог «Смерти пио нерки» Э. Багрицкого: Песню, как водку, из чашки допьем. Чтобы та память сгорела дотла, Чтобы республика наша цвела, Чтобы свистал и гремел соловей В радостных глотках ее сыновей. В юношеские годы поэт Павел Васильев проделал не только огромную подготови тельную работу. Он создал в Сибири нема ло истинно художественного, что достойно войти в его творческую биографию не Пре дысторией, а первым, значительным ее этапом. Здесь, в Сибири, возник и окреп талант, позднее развернувшийся во век» мощь в «Соляном бунте», «Кулаках», «Принце Фоме» и многих других чроизве- дениях, достойных занять прочное место в духовном мире нашего современника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2