Сибирские огни, 1970, № 12

(одной из последних) главы, были опубли­ кованы в «Сибирских огнях» в 1928 году. Неправомерно на таком зыбком основа­ нии делать какие-либо выводы об идейной эволюции поэта в пределах одного отно­ сительно небольшого произведения. Идей­ ные противоречия поэмы — это объективные противоречия тех сил, что столкнулись на ее страницах.. Ими определяется и позиция автора. Она выступает достаточно ясно в ци­ ничной оголенности антинародных и шови­ нистических настроений и стремлений контрреволюционного казачества. Эх, И ртыш , родна река. Ш ирока дорога. Не мешает м уж ика Пиками потрогать... «Прямая речь» контрреволюции автором построена так, что рассматривается чер­ носотенное нутро «есаулов», и это не может не вызвать отвращения у читателя. Позиция поэта видна и в безусловно отрицательной окраске сравнений и мета­ фор, относящихся к людям белого стана: «Атаман, откликнись, по чьей вине корш у­ ном горбатым сидишь на коне»; «что по­ битых воронов — черных знамен». Она, позиция поэта, чувствуется и в об­ личительном пафосе частушек:- «Не гор­ дись, кулацкий сын, сапогами новыми, ой, напрасно кулачье бьег песок подковами». Авторская позиция выступает и в той светлой и бодрой тональности, что окра­ шивает песенные монологи красноармей­ ского лагеря, в слове «товарищи», торже­ ственно звучащем чуть ли не в каждой строфе, в изображении одухотворенной готовности народа идти на любые жертвы во имя своей цели — «чтобы республика зацвела», в веселой сказке о черте-кулаке, сопровождаемой авторским послесловием, достаточно категоричным и весьма а кту­ альным для годины сплошной коллекти­ визации и ликвидации кулачества; Так не жди, хозяин. Черт подери, А такого черта Сразу бери. Берн за загривок -Побольней Да гвоздем подборным На пять саженей. И, наконец, глубокие лирические раз­ думья предпоследней главы об итогах борьбы, утверждение ее бескопромиссно- сти, беспощадности, особенно созвучное го­ ду «великого перелома», и полная победо­ носного пафоса концовка, чем-то предвосхи­ щающая знаменитый эпилог «Смерти пио­ нерки» Э. Багрицкого: Песню, как водку, из чашки допьем. Чтобы та память сгорела дотла, Чтобы республика наша цвела, Чтобы свистал и гремел соловей В радостных глотках ее сыновей. В юношеские годы поэт Павел Васильев проделал не только огромную подготови­ тельную работу. Он создал в Сибири нема­ ло истинно художественного, что достойно войти в его творческую биографию не Пре­ дысторией, а первым, значительным ее этапом. Здесь, в Сибири, возник и окреп талант, позднее развернувшийся во век» мощь в «Соляном бунте», «Кулаках», «Принце Фоме» и многих других чроизве- дениях, достойных занять прочное место в духовном мире нашего современника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2