Сибирские огни, 1970, № 12
Поэту беспардонно приписывалось то, что говорили его персонажи." В «Прииртыш - ских страницах» казак поет контрреволю ционную частушку: . Что за нова власть така. Раздела и разула, Еще живы пока В станицах есаулы. А втор статьи в «Настоящем» выдает это за слова самого поэта. Из Сибири в М оскву Павел Васильев прибыл с дурным опытом богем того ге роя, всегда готового к озорству и скандалу. За Уралом он приобрел го, что позднее вызвало гневный окрик Горького в «Л и тературных забавах», то, что ю ставило так много горя его близким и друзьям, са мому поэту. О т этого никуда не уйдешь. Н о на сибирской почве возник и его большой художественный талант. Ранний восход поэта начинался там, где раньше всего в нашей стране подыма ется солнце — его первые стихи опублико ваны осенью 1926 года во Владивостоке1. Сюда он прибыл из степной Сибири, что бы учиться в университете. Его поразил океан, и одно из первых стихотворений Васильева «Бухта» вьфазило удивление и восхищение величавым зрелищем. Смеем утверждать, что это уже было зрелое произведение. Не удивительно, что суро вый отец, довольно сдержанно относив шийся к литературным занятиям сына, в дни его редких наездов в Омск обязатель но требовал чтения «Бухты». Уже здесь проявляется характерная для Павла Ва сильева редкая интенсивность зрения, смелость и неожиданность ассоциаций, композиционная цельность и завершен ность вещи. Стихотворение окольцовывает четверостишие, как бы вобравшее в себя всю силу видения молодого поэта: ...Бухта тихая до дна напоена Л унным и иглистыми лучами, И от этого мне кажется — она Вздрагинает синими плечами... Достаточно одной этой обрамляющей строфы, чтобы почувствовать настоящего поэта, как по гл отку доброго вина узнает ся его букет. Метафоры пластичны, две первые строчки создают зримый образ ночной бухты , пронизанной луцчым све том: заключительные строки поражаю т смелостью олицетворения — бух га, подоб но гигантском у живом у существу, трепе щет в л учзх луны, «вздоагивает синими плечами». И в унисон с живописью звучит музыка стиха — неназойливые, неброские ассонансы и аллитерации («бухга тихая» «до дна напоена» «лунными иглистыми лучами» и( т. д .), своей мягкой звукописью создающие лирический образ моря в гар монии с человеком. 1 С. А П о д е л к о в Павел Васильев. (Б ио графическая справка). В книге: Павел Васильев. Стихотворения р поэмы. Л „ «Сов. писатель», 1968, стр. 23. Разумеется, не все было одинаково в ранних стихах Васильева. Н икуда не уй дешь в эти годы от ученической увлечен ности. Уж е в сибирские годы усвоил Павел Васильев поэтическую традицию — клас сическую и советскую. Изощренная кн иж ность и еамоцельная виртуозность были ему всегда чужды , но наследие он знал и дорожил им. Знал он и всю современную со ветскую поэзию, «Я считаю, — сказал он тогдашнему ре дактору «Известий» И. М. Гронскому,— что поэт должен знать творчество всех — буквально всех своих собратьев по пе ру.!.». И он знал. Иногда это знание ска зывалось в подражательности отдельных его юношеских стихов. Чаще всего пред метом Васильевских реминисценций был Есенин. Вот. к примеру, лирическое «Письмо» (1927). Уже самый жанр напо минает эпистолярный цикл есенинской лири ки. Есенинские интонации слышны на к а ж дом шагу: Расскажи хорошими словами (Я люблю знакомый, гихий звук). Ну. кому ты даришь вечерам'и Всю задумчивость и нежность рук? И л и : Суждено мне неуемной песней В этом мире новом прозвенеть... Броские антропоморфизмы Васильевско го «Письма» каж утся вариациями есенин ских: И восток, девчонкой в синем платье, Рассыпает пригоршни монет... Н о уж е в эти годы он вырабатывал свой почерк, свой взгляд на мир, свою эстетику. т Влюбленный в поэзию «князя песни» русской, Павел Васильев сибирских лет в чем-то не принимал эстетические принципы своего кумира. В частности, он отказывался отделить поэзию от полити ки. Он утверждал необходимость полной и безраздельной слиянности с резолюцией, без оговорок и ограничений. Отдам всю душ у октябрю и маю. Но только лиры милой не отдам...— декларировал Есенин. Васильев, явно имея в виду эти строки, утверждал прямо противоположное: Моя республика, любимая страна, Раскинутая у закатов. Всего себя тебе отдам сполна. Всего себя, ни капельки не спрятав. Это сказано в стихотворении «Все так же мирен листьев тихий шум...», написанном в 1927 году. Не по-есеиински относится Васильей 20-х годов к патриархальному началу в сибирской жизни. Даже в стихогвооении «Неуютная жидкая лунность..», где впер вые декларируется решительный разрыв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2