Сибирские огни, 1970, № 12

ш тампов героический образ Матери. Сам композитор был доволен работой певицы: «Это тот образ, о котором я мечтал». Опера «Тихий Дон» — наиболее идейно значительное и художественно ценное про­ изведение на революционную тему. Образ А к с и н ь и — один из наиболее интересных, удавшихся композитору. Чутьем талантли­ вого худож ника М ясникова уловила дух вольнолюбивой, полной человеческого досто­ инства казачки. С первой же фразы: «Не трожь, старик!» — перед зрителями вставал обаятельный образ шолоховской героини. Несомненно, большой актерской удачей бы­ ла и кульминационная сцена Аксиньи с уми­ рающей дочерью, где еще раз проявился драматический талант певицы. _А вот как описывает режиссер Л. М и ­ хайлов работу Мясниковой над образом старой крестьянки Аксиньи в опере Т. Хренникова «В бурю»: «Роль эта почти эпизодична, но образ, созданный М ясни­ ковой. вы помните долго. Тяжело волоча ноги, опустив усталые, натруженные руки, бродит Аксинья по двору. Кажется, жизнь еле теплится в этой замученной, рано со­ старившейся женщине. Но как впечатляет сцена Аксиньи с сыновьями, которые, съе­ хавшись, едва не убили друг друга. «Вот слетелись соколы, вот и вместе милые», — пое 1 она на тишайшем .пианиссимо, ра­ скрывая в'-ю глубину материнской любви, всю тоску Аксиньи. В финале картины с проникновенной нежностью звучат слова: «Вот и вместе вы, ненаглядные, на одной дорожке, на одном пути», И какую рель­ ефность пЬсле этих «тихих кульминаций» приобретает заключительная фраза, «Вла­ дычица, заступница...», какой это могучий эмоциональный всплеск! Точно слышишь голос всех обездоленных войной матерей» («М узыкальная жизнь», 1961, № 7). С новой силой этот голос прозвучал в опере В. Рубина «Севастополь», постанов­ ку которой осуществил театр в ознамено­ вание 25-й годовщины победы над фа­ шистской Германией. О бсуждая спектакль, музыковед М . П о ­ лякова отмечала на художественном сове­ те- «Л Мясникова девять раз повторяет ■одну фразу в своем плаче Матери, но как замечательно она это делает! Это и мать- символ и мать-человек». Сам композитор, присутствовавший на этом обсуждении, признался: «Лидия Владимировна М ясни­ кова сегодня заставила меня плакать». Зрители, независимо от того, приняли они спектакль или нет, единодушны в оцен­ ке исполнения партии Матери: «Спасибо М ясниковой за то, что сумела передать страдания и горе всех матерей»; «Особен­ но ярко исполнила роль М ясникова»; «Осо­ бенно хорошо раскрыта трагедия матери артисткой Мясниковой»’ — читаем мы в отзывах зрителей. ...В Л . В. М ясниковой воплотился тип классической русской актрисы. Главная черта ее творческой индивидуальности — правда чувств. Глубоким проникновением в сущность воплощаемого образа, стрем­ лением к широким обобщениям, подлин­ ным гуманизмом, органической связью с судьбой своего народа актриса продолж а­ ет лучшие реалистические традиции рус­ ской вокально-сценической культуры. Больше всего волнует ее человеческая судьба, человек в момент наивысшего на­ пряжения своих сил, человек на грани жизни и смерти... В лучших работах Л . М ясниковой перед ее героями всегда как бы стоит вопрос «быть или не быть», даже там, где автор, быть может, и не предполагал такой остроты ситуации. Ге­ рои Л . М ясниковой никогда не ж ивут спо­ койной, размеренной жизнью. Человек от природы одаренный, актриса щедро наде­ ляет талантом и своих героинь. Среди них нет серых, неинтересных людей. Это всегда натуры духовно богатые, сильные, страст­ ные. Средствами своего выдающегося по красоте, силе и богатству тембровых окра­ сок голоса Л. Мясникова рисует ж ивую картину образа отнюдь не «со стороны». Нет, актриса — сама рисуемый ею образ, «я — в данных обстоятельствах». И хотя мы говорим, что она — актриса стихийно­ го таланта, в ее исполнении нет ничего случайного. Б удь она певицей только сти­ хийных взлетов своего темперамента, с ней было бы трудно работать дирижерам, партнерам, концертмейстерам. Любой ню ­ анс исполнения — это деталь ее замысла. Но этот замысел всегда продиктован сердцем. М ного образов создано Лидией Влади­ мировной на сцене, не герой, «которого она любит всеми силами души, которого старалась воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и .будет прекрасен,— П Р А В Д А ! »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2