Сибирские огни, 1970, № 12
н, пожалуй, наиболее ярко в образе власт ной Дьячихи. Образ Дьячихи — это символ «темного царства», религиозной дикости, старого де ревенского быта. Но Дьячиха, по существу, фигура трагическая. Эту, в глубине души преданную, любящ ую женщину 'толкает на преступление гнетущая атмосфера косности, гнусные законы старых деревенских нравов, внушающие людям страх и тупое суеверие веред карающей рукой господа. Партия сложна и в вокальном отноше- ш ш - широкое использование крайних ре-' гястров, необычный ритм, остро психологи ческая декламация, напряженные драмати ческие речитативы. Актриса готовилась дол го. трудно, но с большим увлечением. Пос тановщики спектакля, режиссер Л. М ихай лов и дирижер А. Жоленц, выбрали из двух вазвакий — «¿пуфа» и «Ее ^падчерица» — второе» как бы указывая этим на главную героиню — Дьячиху. В о время работы над спектаклем завяза лась тесная друж ба с Пражским националь ным театром, результатом которой явился обмен певцами. Вместе с Заслуженными ар тистами республика 5. С. Кокуриным и В. А. Дикопольской Л . В. Мясникова в 1956 г. ездила на гастроли в Чехословакию. Пожалуй, самым волнующим испытани ем было выступление сибирских артистов в Брно, па родине Л . Яначека, в театре его имени. Среди переполнявшей зал публики си дела и первая исполнительница партии Яну- фы Ь. Сноикова, которая при жизни Яначека 16 лет — единственная! — пела в театре эту партию. Любопытство зрителей усиливалось я тем, что первые советские исполнители оперы их любимого композитора приехали ш далекой Сибири. Тем большее изумление »хватило зрительный зал, когда они увидели на сцене истинное и полное проникновение в драму героев национальной чешской клас сики, прекрасный контакт гастролеров с ор- «сстром и чешскими актерами. Вскоре пос ле премьеры оперы «Ее падчерица» в Н ово сибирске ее постановка была осуществлена а на сцене Большого театра. Таким образом, московские зрители уже ■»знакомились с этим произведением, когда ж» время гастролей Новосибирского театра я 1960 году они вновь встретились с замеча тельным искусством Лидии Владимировны Мясниковой. Центральная печать, отмечая этапное •»¡ачение этого спектакля для Новосибирско го театра, выделяла исполнительницу пар ши Дьячихи. Л . Мясникова, по отзывам критики, «сумела передать всю необычай- силу тяжелого и сильного характера чихи. В ее исполнении Дьячиха родст- ■екна могучим женским образам М усоргско го (М арфа), вспоминаются крутые, неисто вые характеры из пьес Островского (Каба- ииха), Горького (Васса). Таких сильных и страшных в своем бессилии женщин мы, по жалуй, не увидели бы на западноевропей ской сцене. Л . Мясникова не только вырази тельно играет, но и с большой экспрессией д о в о д и т труднейшую вокальную партию! Ее пение-игра во втбром акте не раз преры валась стихийными аплодисментами». Выдающиеся заслуги артистки в области советского музыкального искусства были отмечены присвоением ей в 1960 году почет ного звания Народной артистки Советского Союза... Опера- Д ж . Верди «Трубадур» держится в репертуаре театра с 1955 года. В свое вре мя режиссер Р. И. Тихомиров и дирижер А. И. Жоленц взялись за постановку одной из труднейших опер великого итальянского композитора-реалиста потому, что в труппе молодого театра была такая певица, как Л . Мясникова. Но даже они не предполага ли, что образ старой цыганки Азучены ста нет вершиной в творчестве актрисы, а сама Л . Мясникова будет признана лучшей в Со ветском Союзе исполнительницей этой пар тии. «Трубадур» — центральное произведение бессмертной триады Верди. Вместе с «Ри голетто» и «Травиатой» оно воплощает стремление композитора показать на сцене музыкального театра правдивые реалисти ческие характеры людей из народа. Доби ваясь слияния слова и музыки, Верди тре бовал от певца не воспроизведения музы кального текста, а его толкования, «осмыс ленного, уверенного и даже благоговейного, без которого успех невозможен, как бы ни была; хороша музыка». Именно таким ос мысленным и благоговейным толкованием стало исполнение партии Азучены Л . М яс никовой, создавшей трагический образ поис тине шекспировского масштаба Рецензируя спектакль, музыковед Е. Гро шева писала в журнале «Советская музы ка»: «Четыре основных партии оперы — Л ео норы, Азучены, М анрико и графа ди Л у на — требуют красивых драматических го лосов, гибких, выразительных и подвижных, а главное — большого вокального мастерст ва. К чести ведущих исполнителей — Н. Куртенер, Л. Мясниковой, Б. Кокурина и Л. Петрова — надо сказать, что они справ ляются с техническими трудностями своих партий. Но лишь Л. Мясникова приближа ется к тем высоким художественным зада чам, которые ставил перед певцами Верди». По мнению музыковеда Д. А. Рабинови ча, об Азучене Мясниковой стоит написать целую книгу... Рассказ о творчестве Лидии Владимиров ны Мясниковой был бы неполным, если бы мы не коснулись ее работы над советским, репертуаром. Неустанный пропагандист му зыки наших современников, Л. Мясникова в разное время создала ряд интересных об разов: Старуха в «Севастопольцах» М. К о валя, Аксинья в «Тихом Доне» И. Д зержин ского, Аксинья из оперы Т. Хренникова «В бурю», Сварц из оперы М . Магиденко «Тропою грома», Графиня в «Октябре» В. Мурадели и, наконец, Мать в последней работе те а тр а — опере В. Рубина «Сева стополь». Уже в первой партии Старухи из оперы «Севастопольцы» Л. Мясниковой удалось создать правдивый, лишенный оперных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2