Сибирские огни, 1970, № 12

ная мольба, сознание непоправимого не­ счастья, суровые проклятья и муки раская­ ния передавались актрисой с огромной эмо­ циональной силой. Ддаерис Л . Мясниковой в заключительной овдне сама была на гра­ ни жизни и смерти. Подобно Амнерис, Любаша из «Царской невесты» тоже невольно стала главной ге­ роиней спектакля. Вернувшись к любимой со студенческих лет партии Любаши, Лидия Владимировна теперь глубже понимала тра­ гическую судьбу этой удивительной русской женщины. В ее исполнении это был глубо­ ко этический образ. Да, чувство Любаши беспредельно, но она способна подняться над ним. Главное для нее — счастье Гри­ гория. И если бы Любаша знала, что лю ­ бовь к Марфе принесет ему счастье, она, на­ верное, отступила бы. «Да. любит ли его она, дй любит ли, как я люблю?» — вот вопрос, который волнует Лю баш у М яснико­ вой больше всего. Невозможно остаться равнодушным к горькой судьбе женщины. П о отзыву критика В. М . Городинского, «го­ лос у М ясниковой — просто богатство. К счастью, она умеет владеть этим богатст­ вом. Я могу только догадываться о том, как она споет Марф у М усоргского. Это будет настоящая вещь». Появление в репертуаре певицы партии Марфы из оперы «Хованщина» было совер­ шенно закономерно. Этот образ драматурги­ чески важен в идейном содержании оперы. Личная драма любви Марфы к Андрею уси­ ливается трагедией убежденной заговорщи­ цы, политическая интрига которой терпит крах. М ож ет быть, неосознанно образ Марфы давно созревал в душе певицы. Она была внутренне готова к работе над столь слож ­ ной партией. Спектакль в постановке Заслу­ женного деятеля искусств РСФСР Р. И. Т и­ хомирова и Народного артиста республики М. А. Бухбиндера явился этапной работой для всего коллектива и особенно для испол­ нительницы партии Марфы. Первые гастро­ ли театра в Москве в 1955 год у стали под­ линным триумфом замечательной певицы- актрисы. При первом 'появлении Марфы сквозь иконописную строгость монахини в ее го­ рящем взоре уже угадывалась натура стра­ стная и волевая. Перед нами, по словам композитора, «боярыня княжна Сицкая, в посестрий Марфа, бежавшая «сверху», из парицыных теремов, от духоты ладана и пуховиков», чтобы примкнуть к заговору стрельцов-раскольников. В спектакле Новосибирского театра во время гадания князю Голицыну Марфа га­ сит свечи одну за другой, не оставляя кня­ зю ни малейшей надежды на будущее. «Судь-ба так ре-ши-лаЬ> — заканчивает она свой приговор с такой убедительной силой, что становится жутко... Многие артистки играли раскольницу бо­ лее аскетичной и отрешенной. Не такова индивидуальность Л. Мясниковой. Ее М а р ­ ф а— целиком земная женщина, пылающая огнем «греховной» любви, она лишь скова­ на монашеской одеждой. Как-то особенно по-русски, задушевно н просто поет актриса подлинную народную песню «Исходила младешенька». В измучен­ ном страданиями сердце женщины растет страшный замысел — найти утешение в о г­ ненном крещении, сгореть в пламени вместе с князем Андреем. «Презрена, забыта, бро­ шена!» — жалуется она своему духовному отцу и наставнику Досмфею. В исполнении Мясниковой эта фраза достигает предель­ ной выразительности: первые два слова она поет на форте, энергично, почти с отчаяни­ ем, перед третьим («брошена») есть малень­ кая пауза, за это мгновение что-то надло­ милось в душе Марфы. «Брошена!» — Л . Мясникова поет это слово на пианиссимо, голос ее на мгновение задерживается на верхней нот;е и затем бессильно падает вниз... Перед нами — женщина наедине со своим горем. Самой вдохновенной во всей партии Марфы по праву считается сцена любовного отпевания в финале оперы. В минуту смер­ ти Марфа нашла в себе силы примириться с князем Андреем. Сколько тепла и взволно­ ванной ласки слышится в голосе любящей женщины! Звучит изумительная по красоте, плавная, ¡полная чувства мелодия: «Вспом­ ни, помяни светлый миг любви»... Пиано — один из выразительнейших му­ зыкальных нюансов, но как поразительно мало используют его певцы! Л. Мясникова обладает природным пианиссимо, она, по ее собственному выражению, «продевает голос сквозь игольное ушко». Но этот худож ест­ венный прием певица использует только для выражения психологического состояния, а не ради внешнего эффекта, чистой эмоции. Обладая сильным голосом, актриса может позволить себе роскошь петь тихо там, где, по ее мнению, это необходимо. Успех Л . Мясниковой в «Хованщине» был отмечен центральной прессой. Так, раз­ бирая этот спектакль на страницах «П рав­ ды» (8 июня 1955 г.), музыковед Е. Гроше­ ва считала самой большой удачей спектакля образ Марфы, созданный артисткой. На тех же московских гастролях Л . М я с­ никова с успехом выступила в партиях Гертруды из оперы Ф. Эркеля «Банк бан» и Азучены из оперы Д ж . Верди «Трубадур». После гастролей Лидии Владимировне было присвоено звание Народной артистки рес­ публики. Быстро расширяется творческий диапа­ зон актрисы в последующие годы. Включе­ ние в 1958 году г» репертуар театра оперы классика чешской музыки Леоша Яначека «Ее падчерица» было серьезным и ответст­ венным шагом для всего коллектива моло­ дого оперного театра. В Советском Союзе опера ставилась впервые. Для Мясниковой, как впрочем и для д ругих исполнителей, это была первая встреча с ярко национальным по д уху произведением чешской культуры. Стремление Яначека к социальному обличе­ нию, напряженному драматизму нашло о т­ ражение в самом содержании произведения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2