Сибирские огни, 1970, № 12
ная мольба, сознание непоправимого не счастья, суровые проклятья и муки раская ния передавались актрисой с огромной эмо циональной силой. Ддаерис Л . Мясниковой в заключительной овдне сама была на гра ни жизни и смерти. Подобно Амнерис, Любаша из «Царской невесты» тоже невольно стала главной ге роиней спектакля. Вернувшись к любимой со студенческих лет партии Любаши, Лидия Владимировна теперь глубже понимала тра гическую судьбу этой удивительной русской женщины. В ее исполнении это был глубо ко этический образ. Да, чувство Любаши беспредельно, но она способна подняться над ним. Главное для нее — счастье Гри гория. И если бы Любаша знала, что лю бовь к Марфе принесет ему счастье, она, на верное, отступила бы. «Да. любит ли его она, дй любит ли, как я люблю?» — вот вопрос, который волнует Лю баш у М яснико вой больше всего. Невозможно остаться равнодушным к горькой судьбе женщины. П о отзыву критика В. М . Городинского, «го лос у М ясниковой — просто богатство. К счастью, она умеет владеть этим богатст вом. Я могу только догадываться о том, как она споет Марф у М усоргского. Это будет настоящая вещь». Появление в репертуаре певицы партии Марфы из оперы «Хованщина» было совер шенно закономерно. Этот образ драматурги чески важен в идейном содержании оперы. Личная драма любви Марфы к Андрею уси ливается трагедией убежденной заговорщи цы, политическая интрига которой терпит крах. М ож ет быть, неосознанно образ Марфы давно созревал в душе певицы. Она была внутренне готова к работе над столь слож ной партией. Спектакль в постановке Заслу женного деятеля искусств РСФСР Р. И. Т и хомирова и Народного артиста республики М. А. Бухбиндера явился этапной работой для всего коллектива и особенно для испол нительницы партии Марфы. Первые гастро ли театра в Москве в 1955 год у стали под линным триумфом замечательной певицы- актрисы. При первом 'появлении Марфы сквозь иконописную строгость монахини в ее го рящем взоре уже угадывалась натура стра стная и волевая. Перед нами, по словам композитора, «боярыня княжна Сицкая, в посестрий Марфа, бежавшая «сверху», из парицыных теремов, от духоты ладана и пуховиков», чтобы примкнуть к заговору стрельцов-раскольников. В спектакле Новосибирского театра во время гадания князю Голицыну Марфа га сит свечи одну за другой, не оставляя кня зю ни малейшей надежды на будущее. «Судь-ба так ре-ши-лаЬ> — заканчивает она свой приговор с такой убедительной силой, что становится жутко... Многие артистки играли раскольницу бо лее аскетичной и отрешенной. Не такова индивидуальность Л. Мясниковой. Ее М а р ф а— целиком земная женщина, пылающая огнем «греховной» любви, она лишь скова на монашеской одеждой. Как-то особенно по-русски, задушевно н просто поет актриса подлинную народную песню «Исходила младешенька». В измучен ном страданиями сердце женщины растет страшный замысел — найти утешение в о г ненном крещении, сгореть в пламени вместе с князем Андреем. «Презрена, забыта, бро шена!» — жалуется она своему духовному отцу и наставнику Досмфею. В исполнении Мясниковой эта фраза достигает предель ной выразительности: первые два слова она поет на форте, энергично, почти с отчаяни ем, перед третьим («брошена») есть малень кая пауза, за это мгновение что-то надло милось в душе Марфы. «Брошена!» — Л . Мясникова поет это слово на пианиссимо, голос ее на мгновение задерживается на верхней нот;е и затем бессильно падает вниз... Перед нами — женщина наедине со своим горем. Самой вдохновенной во всей партии Марфы по праву считается сцена любовного отпевания в финале оперы. В минуту смер ти Марфа нашла в себе силы примириться с князем Андреем. Сколько тепла и взволно ванной ласки слышится в голосе любящей женщины! Звучит изумительная по красоте, плавная, ¡полная чувства мелодия: «Вспом ни, помяни светлый миг любви»... Пиано — один из выразительнейших му зыкальных нюансов, но как поразительно мало используют его певцы! Л. Мясникова обладает природным пианиссимо, она, по ее собственному выражению, «продевает голос сквозь игольное ушко». Но этот худож ест венный прием певица использует только для выражения психологического состояния, а не ради внешнего эффекта, чистой эмоции. Обладая сильным голосом, актриса может позволить себе роскошь петь тихо там, где, по ее мнению, это необходимо. Успех Л . Мясниковой в «Хованщине» был отмечен центральной прессой. Так, раз бирая этот спектакль на страницах «П рав ды» (8 июня 1955 г.), музыковед Е. Гроше ва считала самой большой удачей спектакля образ Марфы, созданный артисткой. На тех же московских гастролях Л . М я с никова с успехом выступила в партиях Гертруды из оперы Ф. Эркеля «Банк бан» и Азучены из оперы Д ж . Верди «Трубадур». После гастролей Лидии Владимировне было присвоено звание Народной артистки рес публики. Быстро расширяется творческий диапа зон актрисы в последующие годы. Включе ние в 1958 году г» репертуар театра оперы классика чешской музыки Леоша Яначека «Ее падчерица» было серьезным и ответст венным шагом для всего коллектива моло дого оперного театра. В Советском Союзе опера ставилась впервые. Для Мясниковой, как впрочем и для д ругих исполнителей, это была первая встреча с ярко национальным по д уху произведением чешской культуры. Стремление Яначека к социальному обличе нию, напряженному драматизму нашло о т ражение в самом содержании произведения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2