Сибирские огни, 1970, № 12
варищами приезжала в Новосибирск петь в хоре оперы. Работа в хоре очень помогла будущей актрисе «развязаться» сценически. М ож ет быть, благодаря ей Мясникова ни когда не знала чувства скованности, стра ха перед рампой. Вспоминая о своих пер вых шагах на сцене, Л идия Владимировна рассказывает один курьезный случай, ко г да во вто'ром действии оперы «Кармен» она •— молодая цыганка, стоя на балконе,— настолько увлеклась своей игрой, что не заметила, как отвлекла внимание зрителей на себя, за что после спектакля получила выговор от исполнительницы партии К а р мен. В техникуме Л . Мясниковой случайно попался в руки клавир оперы Д ж . Верди «Трубадур». Глубоко запали ей в душ у вердиевские мелодии, покорил образ ста рой цыганки Азучены. В 1933 г. после окончания техникума Ляля покинула родной дом, чтобы посту пить в один из лучших вузов страны, ове янный славой великих традиций русской музыкальной культуры ,— в Л енинград скую ордена Ленина консерваторию Не большой листок бумаги, который хранится в архиве консерватории, сообщает о просьбе некоей Л . В. М ясниковой допус тить ее до вступительных экзаменов по вокалу. Тем же крупным неровным почерком написана эта фамилия и на экзаменационном листе, где в графе «музыкальные и вокаль ные данные» стоит одно сл о во — -«отлич ные». ' Профессор М ария Исааковна Бриан, в класс которой была зачислена новая сту дентка, много внимания уделяла раскры тию свободы, темперамента своих учени ков. Но Ляля Мясникова оказалась не- обьшной ученицей Природа щедро одари ла девушку эмоциональностью. Поэтому первой задачей опытного педагога было заключить «в рамки» ее темперамент. Класс оперного пения в консерватории вел в то время один из крупнейших масте ров русского вокального и сценического ис кусства Иван Васильевич Ершов. Ему по душе пришлась молодая актриса, исполняю щая партию Любаши в учебном спектакле оперы Римского-Корсакова «Царская не веста». Исходя из ее природного драмати ческого дарования, Ершов делал акцент па сценическую выразительность образа. А М я сникова, увлеченная сценой, и сама уже вошла в стихию страстей, не обращая до статочного внимания на вокал. После пер вого же спектакля (Ершов был очень до волен своей ученицей — их Любаша вызва ла слезы у публики) в артистическую во шла М . И. Бриан и сухо спросила: «Ляля, где твой голос?..» И снова — тщательная работа над к а ж дой фразой, над каждой нотой М И. Бриан не раз повторяла: «Сценический образ созда ется вокалистом прежде всего «ерез музы кальную партию. Вся страсть, весь гнев и горе Любаши в ее вокальных интонациях. Необходимо почувствовать их и передать голосом. А исходя из этого, искать жесты и движения». Постепенно, от спектакля к спектаклю, вернулась к Л. Мясниковой сво бода в голосе, появилась сдержанность, уме ние владеть своим темпераментом. В 1939 г. после окончания консервато рии Л. М яснйковой было предложено остать ся в аспирантуре. Еще два года ежеднев ного кропотливого труда. Оттачивается ма стерство, расширяется репертуар певицы, приходит зрелость. ...Война смешала все планы... Из блокадного Ленинграда- Л . М яснико ва уехала домой в Томск. Многие деятели советской культуры, без заветно преданные своему народу, стреми лись силой своего искусства поддержать людей в это тяжелое время. М ного пела и Л идия Владимировна. Рождение дочери, тя желые испытания военного времени, частые выступления перед ранеными в многочислен ных сибирских госпиталях, перед солдата ми, уходящими на фронт,— все это, несом ненно, очень влияло на формирование ха рактера молодой певицы как человека и творца. В это время зрела главная черта творческой индивидуальности Л . М яснико в о й — петь сердцем, петь для людей; и ина че петь она уже не могла. В 1944 году, когда формировалась труп па открывающегося в Новосибирске театра оперы и балета, Л. Мясникова стала со листкой оперной группы. Отныне ее творче ская биография будет неразрывно связана с судьбой этого театра. На всю жизнь за помнила Лидия Владимировна день откры тия театра — 12 мая 1945 года. Вместе со всеми присутствовавшими в тот день на премьере «Ивана Сусанина» она стоя слу шала великий гимн непобедимому русскому народу — хор «Славься»... 21 июля 1945 года... Третья премьера первого театрального сезона — опера Ж . Б и зе «Кармен». За пультом — главный дири жер, чуткий и требовательный музыкант, один из создателей театра Исидор Аркадье вич Зак. В главной партии дебютирует Л . Мясникова. Выход и знаменитая хаба нера звучат в ее исполнении настолько сво бодно, что при первых звуках чарующей Се гидильи опытный дирижер даже кладет свою палочку и слушает... Первая роль принесла и первый настоя щий успех. На художественном совете мос ковский критик-искусствовед Д. А Рабино вич сказал: «Мясникова в «Кармен» — это самое сильное мое впечатление в Новоси бирске. Далеко не во всяком театре можно такое услышать». Одну за другой готовит Л Мясникова сложные и ответственные партии: Полина в «Пиковой даме». Старуха в «Севастополь цах» М Коваля, Марина Мнишек в «Бори се Годунове» и, наконец, Амнерис в «Аиде» и Любаша в «Царской невесте» В партии Амнерис Л Мясниковой было достигнуто органическое слияние музыкаль ного и сценического образа Стройная кра сивая, в черном египетском наряде появ ляется Амнерис в сцене судилища;' О тчаян
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2