Сибирские огни, 1970, № 12
ИСКУССТВО Т. ВОРОБЬЕВА Л идия М я сни ков а «Из меня хотели сделать попа, я стал врачом, а по природе-то я — артист!» Бежав из Казанской духовной семина рии, занимаясь медициной в Томском уни верситете, Владимир Константинович М яс ников любил повторять эту ш утку. Весе лый, энергичный, жизнерадостный, он час то устраивал городские й домашние люби тельские концерты, в которых сам прини мал горячее участие, играл на рояле и скрипке, аккомпанировал. И еще — пел. Он владел чудесным голосом и от природы был наделен даром артистизма. Его жена, Анастасия Ивановна, родом с Украины , унаследовала от своего певуче го народа музыкальный склад души. В доме Мясниковых музыку любили все. Дети росли в мире звуков, и, естествен но, увлечение взрослых музыкой переда лось и им. Владимир Константинович сам учил старших — Бориса и М арианну игре на рояле. Но больше всего любил зани маться с младшей дочерью Лидой, или просто Лялечкой, как ее называли дома. Он первым почувствовал особенные спо собности девочки к музыке и мечтал в ней воплотить свои неосуществленные на дежды. Несчастье обрушилось на семью вне запно. Заканчивай в 1919 году работу над докторской диссертацией. Владимир Конс тантинович во время последних экспери ментов случайно заразился трупным ядом и умер в день защиты своей диссертации в полном расцвете сил. Ляле в то время исполнилось восемь лет. Трудно было простой школьной учи тельнице математики одной вырастить тро их детей в то тревожное время, но Анаста сия Ивановна сделала все, чтобы дети смогли учиться, получить высшее образо вание. В школе Лялечка училась хорошо, осо бенно радовали мать ее успехи по матема- тике. Увлечение музыкой, однако, не про шло, а благодаря урокам пения у замеча тельной учительницы Марии Максимовны Ганчиковой это увлечение в Лялечке окрепло и определилось. В школьном хоро вом круж ке Ляля Мясникова была при знанной «примой». Она выступала испол нительницей главных партий в операх «Фра-Дьяволо» Ф. Обера (Церлина! и «Руслан и Людмила» М . Глинки <Людми ла). Когда девочке исполнилось четырнад цать лет, Анастасия Ивановна купила ей абонемент на спектакли гастролирующей оперы Эти посещения театра сыграли ре шающую роль в дальнейшей ее жизни. По воспоминаниям Лидии Владимировны, она с трепещущим сердцем, стоя на стульях га лерки (было очень плохо видно), слушала «Пиковую даму», «Князя Игоря» «Аиду»— Пришло время выбирать путь в ж изн*. Ж аль было Анастасии Ивановне расста ваться с мыслью о математическом фа культете Томского университета. Но, пом ня слова Владимира ! Константиновича («Лялька должна стать невипей») и сле дуя настоятельному совету М . М . Ганчи ковой, Анастасия Ивановна дала свое со гласие на поступление Л яли в Томский музыкальный техникум, который, по тем временам, был довольно солидным учеб ным заведением. Обучение студентов в классах сочеталось с широкой сценичес кой практикой. В техникуме окончательно определился голос Ляли Мясниковой — меццо-сопрано. Уже на первом курсе в оперном классе она приготовила хва боль ших отры вка: сиену Зибеля с М аргаритой из оперы Ш Гуно «Фауст» и заключитель ную сцену Федора с Борисом из оперы М . М усоргского «Борис Годунов». После второго курса Л. Мясникова про ходила практику в хоре оперетты, спектак ли которой ставились в Томском Летне.ч саду. На старших курсах она вместе с то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2