Сибирские огни, 1970, № 12

ИСКУССТВО Т. ВОРОБЬЕВА Л идия М я сни ков а «Из меня хотели сделать попа, я стал врачом, а по природе-то я — артист!» Бежав из Казанской духовной семина­ рии, занимаясь медициной в Томском уни­ верситете, Владимир Константинович М яс­ ников любил повторять эту ш утку. Весе­ лый, энергичный, жизнерадостный, он час­ то устраивал городские й домашние люби­ тельские концерты, в которых сам прини­ мал горячее участие, играл на рояле и скрипке, аккомпанировал. И еще — пел. Он владел чудесным голосом и от природы был наделен даром артистизма. Его жена, Анастасия Ивановна, родом с Украины , унаследовала от своего певуче­ го народа музыкальный склад души. В доме Мясниковых музыку любили все. Дети росли в мире звуков, и, естествен­ но, увлечение взрослых музыкой переда­ лось и им. Владимир Константинович сам учил старших — Бориса и М арианну игре на рояле. Но больше всего любил зани­ маться с младшей дочерью Лидой, или просто Лялечкой, как ее называли дома. Он первым почувствовал особенные спо­ собности девочки к музыке и мечтал в ней воплотить свои неосуществленные на­ дежды. Несчастье обрушилось на семью вне­ запно. Заканчивай в 1919 году работу над докторской диссертацией. Владимир Конс­ тантинович во время последних экспери­ ментов случайно заразился трупным ядом и умер в день защиты своей диссертации в полном расцвете сил. Ляле в то время исполнилось восемь лет. Трудно было простой школьной учи­ тельнице математики одной вырастить тро­ их детей в то тревожное время, но Анаста­ сия Ивановна сделала все, чтобы дети смогли учиться, получить высшее образо­ вание. В школе Лялечка училась хорошо, осо­ бенно радовали мать ее успехи по матема- тике. Увлечение музыкой, однако, не про­ шло, а благодаря урокам пения у замеча­ тельной учительницы Марии Максимовны Ганчиковой это увлечение в Лялечке окрепло и определилось. В школьном хоро­ вом круж ке Ляля Мясникова была при­ знанной «примой». Она выступала испол­ нительницей главных партий в операх «Фра-Дьяволо» Ф. Обера (Церлина! и «Руслан и Людмила» М . Глинки <Людми­ ла). Когда девочке исполнилось четырнад­ цать лет, Анастасия Ивановна купила ей абонемент на спектакли гастролирующей оперы Эти посещения театра сыграли ре­ шающую роль в дальнейшей ее жизни. По воспоминаниям Лидии Владимировны, она с трепещущим сердцем, стоя на стульях га­ лерки (было очень плохо видно), слушала «Пиковую даму», «Князя Игоря» «Аиду»— Пришло время выбирать путь в ж изн*. Ж аль было Анастасии Ивановне расста­ ваться с мыслью о математическом фа­ культете Томского университета. Но, пом­ ня слова Владимира ! Константиновича («Лялька должна стать невипей») и сле­ дуя настоятельному совету М . М . Ганчи­ ковой, Анастасия Ивановна дала свое со­ гласие на поступление Л яли в Томский музыкальный техникум, который, по тем временам, был довольно солидным учеб­ ным заведением. Обучение студентов в классах сочеталось с широкой сценичес­ кой практикой. В техникуме окончательно определился голос Ляли Мясниковой — меццо-сопрано. Уже на первом курсе в оперном классе она приготовила хва боль­ ших отры вка: сиену Зибеля с М аргаритой из оперы Ш Гуно «Фауст» и заключитель­ ную сцену Федора с Борисом из оперы М . М усоргского «Борис Годунов». После второго курса Л. Мясникова про­ ходила практику в хоре оперетты, спектак­ ли которой ставились в Томском Летне.ч саду. На старших курсах она вместе с то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2