Сибирские огни, 1970, № 12
мали прогресса, который несет электриче ство, боялись «проволочного света», откре щивались от «антихристовой свечи». Н а пример, жители села Сетовка Бийского уезда по свидетельству газеты «Советская Сибирь», заявляли: «На что нам эту не чисть, проживем и с керосином». Но посте пенно люди убеждались, что электрическая лампочка лучше и дешевле керосиновой коптилки. Ее любовно называли лампочкой Ильича. Те же крестьяне Сетовки один за другим стали просить «прицепить» их избы к электростанции. В деревнях начали меч тать об использовании электричества на полях и скотных дворах. «Население уже свыклось с мыслью об электрической лам почке,— сообщала газета «Б урят-М онголь ская правда».— Оно все время говорило о том, что вот скоро у нас молотилка будет двигаться без лошадиной силы». Появились частушки, воспевающие электрификацию. Вот одна из них. Электричество под силу И Пантюхе, и Кириллу. Эй. ребята, поживей, Собирай деньгу скорей! С разных концов Сибири в губернские города посыпались заявки на устройство электрических станций. Десятки ходоков шли в партийные и советские организации с наказом «обчеетва» просить содействия в де ле электрификации. В 1924 году в Томске скопилось 153 таких заявки от имени 21 ты сячи крестьянских дворов со стотысячным населением. Газеты писали о «жгучем инте ресе, проявляемом крестьянством к великой идее, брошенной великим вождем в стомил лионную сермяжную массу». А первая электрическая лампочка, за жженная Советской властью, вспыхнула в сибирской деревне еще весной 1918 года, почти за три года до принятия V I I I Все российским съездом Советов плана ГОЭЛРО . Тогда крестьяне одной из дере вень, экспроприировав кулацкую собствен ность, построили электростанцию и освети ли свои дома. Видевший крестьянские избуш ки, расцвеченные электрическими о г нями, сын А. М. Горького Максим Пешков в газете «Известия» писал: «Лампочка... является наиболее убедительным, наиболее ярким оправданием советского строя. Л ам почка показала первые шаги социалистиче ского строительства, сделанные в первые же дни после революции сибирскими кре стьянами в* главе с большевиками». 1 мая 1920 года открылась электростан ция в селе Сухобузиме Красноярского уез да. Ее построила проходящая в тех местах одна из частей Пятой Красной Армии. Вскоре начали действовать электрические станции в селе Уртам Томского уезда, в коммуне «Сухаренский красный пахарь» Бийского уезда, в селах Идринское (Е н и сейская губерния) и Каменка (И ркутская губерния). Первые сельские электростанции соору жались примитивно. Обычно они устраива лись при мельницах и работали от их дви гателей. Нередко динамо-машины приводи лись в движение лошадьми. Там, где в ка честве первичных двигателей использова лись локомобили, крестьяне сами добывали уголь или пилили дрова и на лошадях под возили к станциям. Оплата труда обслу живающего персонала и расчет абонентов за электроэнергию производились натурой. Электричество использовалось преимуще ственно для освещения. Вместе с тем на блюдались интересные опыты его примене ния для технических нуж д — в кузницах, мастерских, на токах. В аж н ую роль на пути продвижения электричества в село сыграли товарище ства по электрификации деревни. Сами на звания товариществ — «Завет Ильича», «Искра Ильича», «Памятник Владимиру Ильичу» свидетельствовали о громадном воздействии ленинских идей на сибирское крестьянство. Товарищества возникали в больших и малых селах, волостных и уездных цент рах. Они объединяли от нескольких десят ков до многих сотен крестьянских дворов. В них записывались не только единоличные хояева, но и целые коллективы. Например, в Троицко-Заозерненский электрокоопера тив «Маркс» (Канский округ) входило 6 8 организаций, в том числе 8 коммун, 34 то варищества по совместной обработке зем ли, 10 машинных и 9 семеноводческих то вариществ. В Томском округе общество по электрификации объединяло свыше 1 00 0 крестьянских дворов. К концу 1928 года в Сибири было учтено около сорока таких обществ и товариществ, они охватывали 80 сел с 30-ю тысячами крестьянских дворов. Организация товариществ по электри фикации проходила в острой классовой борьбе. И грая на религиозных чувствах крестьян, кулаки старались внушить им, что электричество выдумано коммунистами против бога. В деревне Горскино Томской губернии кулаки вели злостную агитацию ' против электрокооператива, подрывали его работу. Но после того, как местные совет ские и партийные организации оказали ко оперативу моральную и материальную под держ ку, кулаки вынуждены были замол чать. Крестьяне с каждым днем все больше понимали, что только Советская власть — их настоящая опора, а электрификация по могает ликвидировать их зависимость от кулака. В деревне Силино в результате кулацкой пропаганды 26 хозяйств отказа лись было поддерживать план электрифи кации, но по мере успехов в его осуще ствлении сами стали проситься в коопе ратив. С образованием товариществ темпы электрификации села значительно возросли. По их инициативе было разработано не мало крупных проектов строительства элек тростанций. Товарищества помогли осве тить тысячи крестьянских изб. Разновидностью товариществ по элек трификации были общества строительства электростанций памяти В. И . Ленина. Они
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2