Сибирские огни № 11 - 1970
опасаясь слишком рано израсходовать порох и тем самым позволить прокурору одержать верх. Правда, Джон Форман никогда не был безразличен к судьбе людей, которые, попав в беду, нуждались в его защите. Человеческое участие всегда сопутствовало его поискам юридической истины. Он верил в vérité des foites, в торжество справедливости. А вот Брессон опасен тем, что рассматривает людей лишь как предметы и считает возможным конструировать из них произвольные комбинации, подтверждающие вер* ность собственных предпосылок. Джон Форман тяжело задышал и отодвинул газету. Взял папку с делом Стетсонв. Медленно перелистал страницу за страницей. Затем углубился в чтение. Эллен искоса следила за ним. Она видела, как он беспокойно поправлял очки, как вдруг хватался за красный карандаш и делал пометки на полях. Складки на его лбу углубились. Он высоко поднял плечи и втянул голову. Теперь он снова был Могучим Джоном, Носорогом с ударной силой тарана. В комнате было совсем тихо. Из сада доносились свист и треньканье птиц. Вдруг Форман сдвинул очки на лоб. Он поднял голову и улыбнулся. — Неплохо, девочка,— сказал он,— дадим Брессону, этому юридическому роботу, задачу, для которой он не запрограммирован. Начнем. Пишите... 2 Над серым зданием суда на Джефферсон Сквер резвились голуби. Они невозму тимо разгуливали по головам римских сенаторов. Повязка на глазах стройной Юсти ции, держащей меч и весы, казалась совсем ненужной — вся голова ее была облепле на белым птичьим пометом. Голуби вели себя беспокойнее, чем обычно. Взволнованно взмахивая крыльями, они семенили туда и сюда. Время от времени с карниза поднималась стая, взлетала, как облако, в светлое небо, описывала над площадью круг и затем снова с шумом опускалась. Все происходящее сегодня на Джефферсон Сквер было похоже на спектакль. У двенадцати колонн судебного здания разместилась живая реклама — мужчины, построенные в ряд, как солдатский взвод. Только их лица, равнодушные и безучаст ные, виднелись над белыми картонными щитами. На каждом щите по букве. Живая строка гласила: «Адвокат Форман». С интерва лом в две минуты раздавалась команда, щитоносцы проделывали поворот, и тогда можно было прочитать: «обречен на крах!» После каждой экзерциции над площадью разносился ликующий свист толпы. У каменных ступеней судебною здания теснились желтые доставочные автомоби ли «Гейбернских известий». На их кузовах были намалеваны картины в стиле комиксов: Стетсон с лицом отъявленного злодея и дымящимся пистолетом в руке преследовал взывающего о помощи старого человека. Водители, все уже солидные отцы семейств, сидели в своих кабинах, язвительно усмехаясь. Судя по всему, этот балаган был для них отвратителен, и они мысленно посыпали организатора представления ко всем чертям. А стоящий у подъезда режиссер этого спектакля чувствовал себя как рыба в воде. Он считал, что это действо должно вновь вознести его, Хэнка Смита, заведующего отделом местной хроники «Гейбернских известий», на вершину преуспеяния. Он давно ждал такого дня — с тех пор, как в Нью-Йорке его уволили из-за мелочной истории с вымогательством. Пяти футов роста полнеющий, с гладким, круглым, как луна, лицом, он так и этак позировал на ступенях дворца юстиции и каждые две минуты подавал живой реклам *V V Сибирские огни N° 11 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2