Сибирские огни № 11 - 1970
нованного тезиса: «Художественный образ нельзя свести к логическим понятиям, но его можно перевести на язык логических понятий». Конечно, конкретные пути такого перевода чрезвычайно сложны и многооб разны. Научный анализ литературных произве дений немыслим вне исторического плана. Историзм — непременное условие анализа любого общественного явления. Но исто ризм нельзя понимать упрощенно, только как исторический «фон». «Историзм лите ратуроведческого исследования, — пишет А. Бушмин,— заключается не в общеистори ческих экскурсах, отступлениях, а прежде всего в анализе самих литературных явле ний, в раскрытии причинно-следственных внутренних и внешних связей, в конкретно- исторической обусловленности их генезиса и развития». В книге А. Бушмина наряду с главами, в которых намечаются отдельные актуаль ные проблемы, устанавливается степень их теоретической разработанности, имеются и такие разделы, которые представляют ши рокие теоретические исследования-, оснащен ные подробной аргументацией. Показатель ной в этом отношении является глава «Преемственность в развитии литературы как проблема исследования». В докладе на. ту же тему на VI Меж дународном съезде славистов в Праге (1968) А. Бушмин справедливо сетовал на количественное обилие работ, посвященных вопросу о наследовании и новаторстве в литературе (в методологическом отноше нии это один из наиболее запущенных уча стков современного литературоведения). В своей книге он пытается восполнить этот недостаток. Ученый показывает слож ность проблемы, устанавливает оригиналь ные аспекты и теоретические оттенки. От вергая упрощенные, порой вульгаризатор ские, решения ее автор делает обоснован ный и верный вывод: «Творческий метод того или иного писателя в целом и отдель ные элементы его литературно-художест венной системы могут быть и должны быть объяснены прежде всего как закономерное следствие особенностей объекта изображе ния и творческой индивидуальности писа теля». Исследовательской углубленностью от личается и глава, завершающая книгу,— «Методологический аспект некоторых во просов теории социалистического реализма». Учитывая сложность и спорность мно гих положений, автор старается прийти к положительному научному результату, де тально осмысливая наиболее важные про блемы. Такова, например, проблема типоло гии социалиститеского реализма. А. Буш мин предлагает разграничивать понятия со циалистического искусства и социалистиче ского реализма. По его мнению, понятие «социалистическое искусство» шире поня тия «социалистический реализм». При этом важно’ учитывать одно обстоятельство] «Метод социалистического реализма созда ет лишь лучшие предпосылки для творче ской мысли, но заслуги авторов оценива ются не по принадлежности к нему, а по результатам их собственного творчества». А. Бушмин считает неосновательным вы деление самостоятельного романтического метода в современной советской литерату ре. О нем было бы правильней говорить лишь как о художественно-стилевом тече нии в едином русле метода социалистиче ского реализма. Много внимания в главе уделяется со отношению реализма и модернизма, а так же многообразию художественных форм в литературе социалистического реализма... Автор остро полемизирует с теми кри тиками и литературоведами, которые стре мятся «размыть» границу между реализ мом и мотернизмом и утвердить господст во условных форм. Не догматизируя от дельные положения, касающиеся стилевых направлений советского искусства, он, вме сте с тем, подчеркивает необходимость «ог раничений» в области использования ус ловных форм и настаивает на принципе ши рокого соответствия художественных форм искусства реальным формам действитель ности. Эта глава, как и книга в целом, не пре тендует на решение всех выдвинутых проб лем и вопросов. Часто автор, стремясь к широте захвата материала, поступается глубиной его теоретической интерпретации. Впрочем, исследователь сам сознает неиз бежный недостаток такого подхода: «Я избрал второй путь, считая его более це лесообразным в связи с необходимостью дать представление о современном состоя нии и задачах разработки литературоведче ской методологии». В небольшой заметке трудно высказать те или иные конкретные замечания по ча стным проблемам и вопросам. Их слишком много, и они достаточно сложны. Несомненно одно: нужен исследователь ский поиск многих ученых в сфере методо логии литературоведения. А книга А. Буш мина стимулирует такой поиск. И в этом ее большая теоретическая и практическая ценность.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2