Сибирские огни № 11 - 1970
Спрашивается, почему сохранилась эта песня в народной памяти? Ответить на этот вопрос можно, сославшись на наблюдения самого составителя сборника. «Лучшие об разцы старинных песен продолжают волно вать скрытой в них силой чувств, многооб разием оттенков настроений, глубиной мыс ли и красотой мелодии»,— пишет Т. Г. Лео нова. Одной из главных причин этого яв ляется, по-видимому, «общечеловечность со держания народной лирики», благодаря че му многие произведения традиционного фольклора осмысляются как современные. Кроме того, в старые фольклорные формы нёредко органически входит новое содер жание, и это можно свидеть, прочитав хо тя бы второй раздел сборника, где поме щены песни и частушки, возникшие в со ветскую эпоху. Ведь только благодаря фольклору могла появиться во времена войны 1941—1945 гг. такая частушка: Сидит Гитлер на заборе, Просит литру молока, А доярка отвечает: — Не доила я быка! Традиционный фольклор нельзя рассмат ривать в наше время только как поэтиче ское наследие, он продолжает жить и пред ставляет собой существенную часть нашей современной исполнительской культуры на селе. В городе же он переживает второе рождение: фольклор стал читаться, он про ник в телепередачи и радиопередачи, он проник в художественную самодеятель ность... Думается, что сборник «Народные пес ни Прииртышья» сослужит хорошую служ бу нашему читателю, которому, может быть, по роду своей деятельности не при ходилось сталкиваться очень близко с на родным творчеством. В* О д и н о к о е МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ В О П Р О С Ы ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ I / нига А. С. Бушмина, посвященная методологическим вопросам литера туроведения1, привлекает внимание прежде всего постановкой проблемы. Автор труда в полемической форме, основываясь на бо гатом фактическом и теоретическом мате' А. С. Б у ш м и н . Методологические вопросы литературоведческих исследований. Ленинград, изд. «Наука», 1969. риале, убедительно доказывает закономер ность методологического плана литерату роведческих исследований. Говоря о частно научной методологии, ученый отмечает, что такие «методы, взятые в целостной систе ме и осмысленные в свете философских принципов научного познания,— это и есть методология данной специальной науки». Методология литературоведения должна определенным образом соотноситься с тео рией литературы. В книге дается четкое разграничение этих разделов литературове дения. «Теория литературы,— пишет А. С. Буш мин,— имеет дело с законами и категориями художественного творчества, методология литературоведения, руководствуясь этими законами и категорями, определяет прин ципы их научного исследования в конкрет ном историко-литературном процессе». В дальнейшем исследователь ставит за дачу установить, что же является специ фичным для литературоведения как гумани тарной науки и что может повести к ее союзу с естественными и точными науками. Мы знаем, что союз различных наук дает в настоящее время поразительные результа ты. Теперь, пишет А. Бушмин, не кажется неожиданной мысль о возможности непос редственной встречи, например, эстетики с учением о физиологии высшей нервной дея тельности, поэтики или лингвистики с ма тематикой. Однако автор весьма сдержан в прогно зировании результатов подобного содруже ства. Мы не можем не согласиться с тем, что, например, математизация литературо ведения не способна пока продемонстриро вать достаточно убедительных научных по бед. Поэтому есть все основания отвести математике в этой области пишь отдель ные участки. С математизацией гуманитар ных наук обычно связывается проблема точности. При этом, к сожалению, иногда забывается их специфика. Разумеется, точ ность здесь необходима, как в любой дру гой науке. «Каждая наука должна быть точной,— справедливо утверждает автор книги,— но в своем роде». Поэтому наука об искусстве, имеющая свои характерные особенности, отличаю щаяся - повышенной относительностью зна ний, «обязана в соответствии с этим разра батывать и свои критерии точности, отлич ные от тех, которые присущи другим на укам». Отсюда вполне понятна ирония ученого, когда он пишет о том. что прилагать еди ную количественную меру к бесконечно разнообразным и сложным явлениям искус ства — значит уподобляться тому щедрин скому герою, который, восторженно созер цая Сухареву башню, мысленно пытался решить вопрос: «Кто выше — Шекспир или Сухарева башня». Принцип научности анализа литератур ных явлений ведет к проблеме логической интерпретации художественных произведе ний. А. Бушмин исходит из верного и обос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2