Сибирские огни № 11 - 1970

Ю. К р у г л о в ЖИБАЯ ЖИЗНЬ Д о сих пор существует довольно рас­ пространенное мнение о том, что традиционное народное творчество, в част­ ности — фольклор, является лишь поэтиче­ ским наследием далеких времен. Но так ли это на самом деле? Многочисленные публи­ кации фольклора юследних лет свидетель­ ствуют как б> дто о другом. Об этом гово­ рит, например, и недавно появившийся в свет сборник русского фольклора, состав­ ленный Т. Г. Леоновой по материалам эк­ спедиций фольклорного кружка Омского пединститута1. «— К тебе за песнями, дед! Немолодая полная женщина, дочь Ов­ чинникова, проводит нас в дом. Владимир Ефимович, маленький, ^утулый, сидит на железной кровати. Слепой, он склонился над своими сморщенными пальцами, как будто стараясь их рассмотреть. Он плохо слышит, и дочка кричит ему на ухо, по­ вторяя: — К тебе за песнями! — А зачем это ваи? Мы толкуем, что вог, мол, мало сейчас старых песен, забыли их люди. А ведь их можно в книгу собрать и по радио пере­ давать. Но Владимир Ефимович опять мол­ чит, и родственники его трогательно пыта­ ются нам помочь: — Ну, что же ты, дед, все молчишь? Люди по делу пришли! — Что ты, песен не знаешь? — Знать-т\ знал...» Это — отрывок из воспоминаний собира­ телей. Студенты и преподаватели ОГНИ 16 лет ездили в разные районы области и терпеливо, текст за текстом, записывали произведения устного народного творчест­ ва. Они собрали богатейший материал, ко­ торый не мог. естественно, полностью вой­ ти в сборник. Опубликованы только из­ бранные тексты фольклора, дающие инте­ ресную картину его жизни. Народная песня, записанная в Омской области, удивительно поэтично воссоздает окружающий мир: природу, людей, их вза­ имоотношения, их быт, полный и огорче­ ний, и радостей. И поражает прежде всего в песне то, что рассказывается в ней всег­ да о самом ярком времени в жизни челове­ к а— о его молодости. Мир в песне вос­ принимается почти всегда глазами или «доброго» молодца, или «красной» девицы. В самом сборнике можно найти лишь одну- две песни, в которых изображается жизнь 1 Народные песни Прииртышья, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. старшего поколения. Не в этом ли тайна исчезновения обаяния народной гоэзии? Молодежь, воспитанная на такой поэзии, вряд ли легко может забыть ее. И когда упоминавшийся уже Владимир Ефимович промолвил свое «Знать-то я знал», то на­ верняка можно было предположить, что он и в своей глубокой старости не забыл то­ го, что пел в молодости. Народная песня доставляет огромное наслаждение не только ’•ем, кто в детстве, в юности был воспитан на ней,— радует она и нас, людей, выросших духовно, мо­ жет быть, на поэзии Пушкина, Лермонто­ ва, Есенина... Во всех своих неожиданных поворотах показана в песнях сборника любовь: есть песни трагические, есть песни, в которых чувствуется иронический подтекст. В одной из них, например, рассказывается, как к Дуняше приходит ею уже не любимый и не догадывающийся об этом Ванюша. Он. стучал в окно, а Дуня к нему выходила, говорила, что у батюшки — гости, и у ма­ тушки — гости, а у нее самой — подружка: Ох, пошел Ваня от окошка, Ох, головой Ваня качая, Ох, руками махая: — Ох, уж н как же мне быть: Ох, и некого любить! Совсем иначе изображается влюбленная девушка з другой песне: Я насилу-то дружка дождалася, Я навстречу к нему я кинулася. На рученьки к нему я бросилася, Я слезами, сл^зьми я улилася, Во слезах ему речи говорила... А вот как поэтически остро та же лю­ бовь подмечается в частушке: ' Карие глазеночки > Стояли у казеночки, Стояли, улыбалися, Кого-то дожидалися! Любовная лирика богато представлена в сборнике, но столь же хорошо в нем пред­ ставлены песни о семейных и общественных отношениях людей. И они поражают нас своими высокими поэтическими достоинст­ вами. Два уставших солдата попросились переночевать к одн >й хозяйке. Она сначала отказала им в ночлеге, но затем, внимая просьбе, впустила в дом Один солдат стал спрашивать ее, почему она живет одна. Хозяйка ответила: Проклятая война! Я мужа проводила. Сыночка отдала — Назад тому лет двадцать; Не слышно ничего... Это песня о войне... И, разумеется, толь­ ко в ’народной песне могла возникнуть си­ туация, в которой попросившиеся переноче­ вать солдаты оказались мужем и сыном этой, считающей себя вдовой, женщины. Хозяйка признавала. Мороз ее знобил.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2