Сибирские огни № 11 - 1970
Ю. К р у г л о в ЖИБАЯ ЖИЗНЬ Д о сих пор существует довольно рас пространенное мнение о том, что традиционное народное творчество, в част ности — фольклор, является лишь поэтиче ским наследием далеких времен. Но так ли это на самом деле? Многочисленные публи кации фольклора юследних лет свидетель ствуют как б> дто о другом. Об этом гово рит, например, и недавно появившийся в свет сборник русского фольклора, состав ленный Т. Г. Леоновой по материалам эк спедиций фольклорного кружка Омского пединститута1. «— К тебе за песнями, дед! Немолодая полная женщина, дочь Ов чинникова, проводит нас в дом. Владимир Ефимович, маленький, ^утулый, сидит на железной кровати. Слепой, он склонился над своими сморщенными пальцами, как будто стараясь их рассмотреть. Он плохо слышит, и дочка кричит ему на ухо, по вторяя: — К тебе за песнями! — А зачем это ваи? Мы толкуем, что вог, мол, мало сейчас старых песен, забыли их люди. А ведь их можно в книгу собрать и по радио пере давать. Но Владимир Ефимович опять мол чит, и родственники его трогательно пыта ются нам помочь: — Ну, что же ты, дед, все молчишь? Люди по делу пришли! — Что ты, песен не знаешь? — Знать-т\ знал...» Это — отрывок из воспоминаний собира телей. Студенты и преподаватели ОГНИ 16 лет ездили в разные районы области и терпеливо, текст за текстом, записывали произведения устного народного творчест ва. Они собрали богатейший материал, ко торый не мог. естественно, полностью вой ти в сборник. Опубликованы только из бранные тексты фольклора, дающие инте ресную картину его жизни. Народная песня, записанная в Омской области, удивительно поэтично воссоздает окружающий мир: природу, людей, их вза имоотношения, их быт, полный и огорче ний, и радостей. И поражает прежде всего в песне то, что рассказывается в ней всег да о самом ярком времени в жизни челове к а— о его молодости. Мир в песне вос принимается почти всегда глазами или «доброго» молодца, или «красной» девицы. В самом сборнике можно найти лишь одну- две песни, в которых изображается жизнь 1 Народные песни Прииртышья, Новосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. старшего поколения. Не в этом ли тайна исчезновения обаяния народной гоэзии? Молодежь, воспитанная на такой поэзии, вряд ли легко может забыть ее. И когда упоминавшийся уже Владимир Ефимович промолвил свое «Знать-то я знал», то на верняка можно было предположить, что он и в своей глубокой старости не забыл то го, что пел в молодости. Народная песня доставляет огромное наслаждение не только ’•ем, кто в детстве, в юности был воспитан на ней,— радует она и нас, людей, выросших духовно, мо жет быть, на поэзии Пушкина, Лермонто ва, Есенина... Во всех своих неожиданных поворотах показана в песнях сборника любовь: есть песни трагические, есть песни, в которых чувствуется иронический подтекст. В одной из них, например, рассказывается, как к Дуняше приходит ею уже не любимый и не догадывающийся об этом Ванюша. Он. стучал в окно, а Дуня к нему выходила, говорила, что у батюшки — гости, и у ма тушки — гости, а у нее самой — подружка: Ох, пошел Ваня от окошка, Ох, головой Ваня качая, Ох, руками махая: — Ох, уж н как же мне быть: Ох, и некого любить! Совсем иначе изображается влюбленная девушка з другой песне: Я насилу-то дружка дождалася, Я навстречу к нему я кинулася. На рученьки к нему я бросилася, Я слезами, сл^зьми я улилася, Во слезах ему речи говорила... А вот как поэтически остро та же лю бовь подмечается в частушке: ' Карие глазеночки > Стояли у казеночки, Стояли, улыбалися, Кого-то дожидалися! Любовная лирика богато представлена в сборнике, но столь же хорошо в нем пред ставлены песни о семейных и общественных отношениях людей. И они поражают нас своими высокими поэтическими достоинст вами. Два уставших солдата попросились переночевать к одн >й хозяйке. Она сначала отказала им в ночлеге, но затем, внимая просьбе, впустила в дом Один солдат стал спрашивать ее, почему она живет одна. Хозяйка ответила: Проклятая война! Я мужа проводила. Сыночка отдала — Назад тому лет двадцать; Не слышно ничего... Это песня о войне... И, разумеется, толь ко в ’народной песне могла возникнуть си туация, в которой попросившиеся переноче вать солдаты оказались мужем и сыном этой, считающей себя вдовой, женщины. Хозяйка признавала. Мороз ее знобил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2