Сибирские огни № 11 - 1970
все мировосприятие героя: блины ложатся на стол «треугольником военного отцовско го письма», затухание огня & печке воспри нимается как победа врагов над красными (в целом это стихотворение страдает не сколько надуманной романтизацией), ре бячьи игры вызывают зависть, потому что все мальчишки в чилотках, а лирический герой не помнит отца («мне отец пилотки не принес»). Природа в стихах В. Балачана не от делена от мира материальной культуры. Поэт любит деревенскую тишину, которая обостряет слух: это не тишина искусствен но созданного вакуума, а реальное, каж дый раз особое звуковое пространство. Тонкость слуха позволяет автору услы шать, как перед распусканием почек, к при меру, устанавливается особенная тишина ожидания, она «обыденного тише. Я даже слышал, как луна ползла по крыше кош кой рыжей. Да слышалось едва едва, как почки в тишине звенели ..» В стихотворении «Деревня спит. Пустые дрожки...» — тиши на иная: молчание летней ночи. И молча ние это ощущаешь с первой строки, хотя автор ограничивается только зрительными образами («И лишь кузнечики в бурьяне подпиливают тишину»). Тишиной же на полнены и стихотворения «Утро», «Закры вают ставни. Вечереет...» (в последнем поэт, чутко вслушиваясь в звук шагов, находит оригинальное и смелое сравнение: «Под но гами так скрипит снежок, будто кто вы таскивает гвозди ржавые, кривые из до сок»), Пока человек счастлив, он способен наслаждаться тишиной, и она даже кажет ся емм одной из необходимых предпосылок счастья. Но вот пришла беда,— «и сердце разрывает тишина». И в таком случае че ловек ищет успокоения в поле: «Пойду, на верно, в поле... покурю». Не менее, чем тишину, поэт любит звук, цвет окружающего его с детства мира. И особенно — животных и птиц, диких и до машних. Лошадь, кукушка, журавли, глу харь, гуси, филин, корова, пес — вот сколь ко представителей фауны названо в пяти наудачу взятых стихотворениях, не считая более общих 'обозначений: птица, стадо, та бун и т. п. А петухам поэт посвящает особое сти хотворение и очень часто упоминает их в других стихах, находя каждый раз для них новое определение, вплоть до метафориче ского— «горлопаны-ранославы» Самое сол нце кажется ему «кудлатым красным пету хом». Льды на речке «толкутся, как быки»; луна сравнивается с попавшимся в сети ветвей карасем, даже «расщеперилась осень как на ветке глухарь». Во всех та ких сравнениях поэт не. выходит за грань представлений, свойственных его деревен скому герою. А противоположные сравне ния, пожалуй, более интересны и точны: «И птица лодочкой летела, и два крыла, как два весла». Широкое использование олицетворений приводит поэта к противо речию. с одной стороны, он явно ощущает природу как нечто живое, и читателю пе редается это ощущение; с другой стороны, олицетворения подчас чересчур привычны и литературно-условны. Эта условность особенно ощутима в стихотворении «Бе резка», где мороз «пришел», а потому он очеловечивается и приобретает имя «Мороз но» и «трудится»: наряжает березку в иней. А березка осмысливается как девуш ка-невеста «в белом платье и фате», ей «завидуют деревья», ожидается жених, предсказываемый голосами синиц: «Витю- витю!» Когда же солнце растопляет утрен ний иней, вся цепь этих кое-где реальных, но в основном условных метафор приводит поэта к не менее условному чувству: «И смотреть мне стаю грустно, как березка сгоряча платье свадебное с хрустом рвет отчаянно с плеча». Это красиво и не тре бует от поэта крови. Здесь В. Балачан впадает в чужую интонацию — есенинскую, а в другом стихотворении — «Не траву ко шу» — не может уйти от Кольцова. Исторические экскурсы В. Балачана по ка что не широки: эксплуатация крестьян ства в прошлом, отношение нашего совре меннике! к ' покорителю Сибири Е пм -> чу , гражданская война в Сибири и на Урале. За эти социальные и географические рамки поэт редко выходит. Его прорывы к теме России или Космоса пока что декларатив ны, мифологичны («Оратай»). Не станем утверждать, что раздвижение рамок до гра ниц Родины. Земли или до безгранично сти Космоса обязательно для автора. По этический мир В. Балачана достаточно объемен. Исключительная его привязан ность к миру своего детства заслуживает всяческого уважения. Возможно, он придет к развернутому повествованию о детстве, Соединив тонкость лирических ощущений стихов о природе с высоконравственным подходом к решению социальных проблем в стихах о войне. Такая поэма, будь она напиеэна, была бы интересна для многих читателей. Любопытно, что, стремясь под черкнуть трудности военного времени, незаметно для себя автор свидетельствует об относительном благополучии сибирского села: -здесь и трехтонка, пусть «разбитая», и не о.цин «копытный «лимузин»), и блины, которые так обильно окунаются в масло, что оно течет к рукавам, и крапива рубится бесшабашными ребятами, а не кладется в суп, и дед приносит внуку сайку, и бабка тушит лампу, а не коптилкч или лучину, и у солдатских вдов «вдоволь закусок и вина». Все это. деталями входя в повест вование, создает непривычную для многих читателей картину. Однако столь же прав диво рассказывает В. Балачан и о подлин ных трудностях, нигде не «пережимая» и не впадая в нарочитость. Стихи его, в це лом, довольно поэтичны, отражают слож ность времени и обстановки, и читатель вправе ожидать дальнейшего развития своеобразного дарования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2