Сибирские огни № 11 - 1970

«ость не предполагает основательного анализа. Ей сродни добрая вера, упова­ ние на быстротечность и бесследность вся­ ких противоречий». В доказательство приводится сценка, в которой рассказано, как дети, юные право­ нарушители, играют в «губчека». Они «расстреливают» контрреволюционеров. Л. Сейфуллина, утверждает критик, про­ демонстрировала этой сценой свое неуме­ ние «измерить глубину» этого факта и по- дум'ать о его трагических последствиях. И причиной всему восторженность, с кото- рой она приняла новую явь. Странно, по­ чему восторг, вызванный совершившейся революцией, сразу, так сказать, автомати­ чески лишает человека способности анали­ зировать явления жизни? Почему з а к о н ­ но е наказание контрреволюционеров спо­ койно сопоставляется с последующими на­ рушениями социалистической законности? Почему от Сейфуллиной требуют того, что исторически она не могла воспроизвести? Снова из-за отсутствия историзма в ис­ следованиях В. Кардина. Наша критика знает немало фактов бы­ стренького возведения писателя на недо­ сягаемый пьедестал и столь же быстрого сбрасывания его с этой высоты. Непо­ средственные поводы для такой операции различны. Но истинная причина всегда •одна: отсутствие анализа литературных явлений в их конкретно-исторической обу­ словленности с ясным пониманием перспек­ тивы, ведущих тенденций в -развитии обще­ ства и его искусства. Новое собрание сочинений Л. Сейфул­ линой со всеми его предисловиями, введе­ ниями и примечаниями решительно опровер­ гает позицию В. Кардина, являющуюся по сути дела шагом назад в изучении твор­ чества писателя. И этот факт—-еще од­ но доказательство необходимости и свое­ временности предпринятого и хорошо осу­ ществленного издания сочинений одного из признанных зачинателей советской ли­ тературы. Г. Д е р б е н е в ОТ ЛЕСА ДО ПОЛЯ С борник стихов Владимира Балачана «Теплынь»1 имеет продуманную ком­ позицию, но это не планомерность замысла. Композиция придана книге в процессе ее составления из имеющихся уже стихов. 1 Владимир Б а л а ч а н. Теплынь. Новоси­ бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. Открывает книгу стихотворение «Лес­ ник», замыкает — «Оратай». От леса до поля, от одн'ой извечной сферы труда и жизни русского человека до другой, от бо­ лее или менее современной профессии до одной из самых старинных, которая и обозначена-то по-былинному — «ора­ тай»,— такова амплитуда этой книжки. На ее обложке — голые ветви зимних берез, со­ гретые скромным, кирпичного цвета пламе­ нем на груди снегиря. Нужно отдать долж­ ное художнику Д. Зарубе — он сумел пере­ дать мягкую человечью теплоту восприятия- суровой сибирской природы. Тема рисунка подсказана стихотворением, где «будто солнца, восходят в саду снегири», кото­ рым «зима — не зима» и «мороз — не мо­ роз». Сибирская природа и деревня, люди труда, их жизнь и характеры — вот что волнует В. Балачана. В начале книги ■—стихи о деревне вре­ мен войны, потом — своеобразный поэти­ ческий календарь от зимних до осенних пейзажей, дальше — стихотворные шутки, зарисовки, фольклорные стилизации, эк­ скурсы в историю. Много интересных бытовых подробно­ стей, характеризующих время, в стихотворе­ нии «Председатель», но главное в нем, как это точно формулирует заглавие, личность и деятельность председателя, инвалида вой­ ны, который «снаряжал колхозные обозы с пимами и пшеницею на фроьт» и заботил­ ся о вверенном ему колхозе. Едва отпра­ вив обоз, он уже думает о самом суще­ ственном для деревни: « — Иван Петрович, там на почте письма, ты слышишь, письма, письма захвати». Мягкий юмор помогает автору пере­ дать героическое без нарочитой героизации. И когда он обрисовывает скудость быта («на весь колхоз — разбитая трехтонка, на пять дворов — копытный «лимузин») или многообразие забот председателя, ко­ торому надо думать и о молотьбе, вспашке зяби и о корме лошадям, и о письмах, и о боч­ ке, брошенной мальчишкой-водовозом в кол­ ке у ключа, и о распределении трудодней,— мы вместе с поэтом вспоминаем о време­ ни нашего нелегкого детства. А как верно подобрано слово «соображал» в заключи­ тельной строфе стихотворения! Именно так — «соображать», «глядя на огни»,— а не «размышлять» или «раздумывать» дол­ жен этот «кургузый и серьезный» фронто­ вик, что не бранит, а «журит» провинив­ шегося мальчишку, не обращает внимания на громогласную ругань баб, везет сено колхозным потощавшим лошадям на соб­ ственной корове, «крепко сдвинув брови, чуть-чуть бодрясь, гоня усталость»... Горькой и мужественной песней звучит стихотворение «Борони, борона». А в сти­ хотворении «Дом» автор присоединяется к суровой моральной оценке народом тех, кто «дом себе отгрохал» в годы войны, когда народ «трудно жил и плохо». Война накла­ дывает отпечаток на весь строй чувств, на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2