Сибирские огни № 11 - 1970
«ость не предполагает основательного анализа. Ей сродни добрая вера, упова ние на быстротечность и бесследность вся ких противоречий». В доказательство приводится сценка, в которой рассказано, как дети, юные право нарушители, играют в «губчека». Они «расстреливают» контрреволюционеров. Л. Сейфуллина, утверждает критик, про демонстрировала этой сценой свое неуме ние «измерить глубину» этого факта и по- дум'ать о его трагических последствиях. И причиной всему восторженность, с кото- рой она приняла новую явь. Странно, по чему восторг, вызванный совершившейся революцией, сразу, так сказать, автомати чески лишает человека способности анали зировать явления жизни? Почему з а к о н но е наказание контрреволюционеров спо койно сопоставляется с последующими на рушениями социалистической законности? Почему от Сейфуллиной требуют того, что исторически она не могла воспроизвести? Снова из-за отсутствия историзма в ис следованиях В. Кардина. Наша критика знает немало фактов бы стренького возведения писателя на недо сягаемый пьедестал и столь же быстрого сбрасывания его с этой высоты. Непо средственные поводы для такой операции различны. Но истинная причина всегда •одна: отсутствие анализа литературных явлений в их конкретно-исторической обу словленности с ясным пониманием перспек тивы, ведущих тенденций в -развитии обще ства и его искусства. Новое собрание сочинений Л. Сейфул линой со всеми его предисловиями, введе ниями и примечаниями решительно опровер гает позицию В. Кардина, являющуюся по сути дела шагом назад в изучении твор чества писателя. И этот факт—-еще од но доказательство необходимости и свое временности предпринятого и хорошо осу ществленного издания сочинений одного из признанных зачинателей советской ли тературы. Г. Д е р б е н е в ОТ ЛЕСА ДО ПОЛЯ С борник стихов Владимира Балачана «Теплынь»1 имеет продуманную ком позицию, но это не планомерность замысла. Композиция придана книге в процессе ее составления из имеющихся уже стихов. 1 Владимир Б а л а ч а н. Теплынь. Новоси бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1969. Открывает книгу стихотворение «Лес ник», замыкает — «Оратай». От леса до поля, от одн'ой извечной сферы труда и жизни русского человека до другой, от бо лее или менее современной профессии до одной из самых старинных, которая и обозначена-то по-былинному — «ора тай»,— такова амплитуда этой книжки. На ее обложке — голые ветви зимних берез, со гретые скромным, кирпичного цвета пламе нем на груди снегиря. Нужно отдать долж ное художнику Д. Зарубе — он сумел пере дать мягкую человечью теплоту восприятия- суровой сибирской природы. Тема рисунка подсказана стихотворением, где «будто солнца, восходят в саду снегири», кото рым «зима — не зима» и «мороз — не мо роз». Сибирская природа и деревня, люди труда, их жизнь и характеры — вот что волнует В. Балачана. В начале книги ■—стихи о деревне вре мен войны, потом — своеобразный поэти ческий календарь от зимних до осенних пейзажей, дальше — стихотворные шутки, зарисовки, фольклорные стилизации, эк скурсы в историю. Много интересных бытовых подробно стей, характеризующих время, в стихотворе нии «Председатель», но главное в нем, как это точно формулирует заглавие, личность и деятельность председателя, инвалида вой ны, который «снаряжал колхозные обозы с пимами и пшеницею на фроьт» и заботил ся о вверенном ему колхозе. Едва отпра вив обоз, он уже думает о самом суще ственном для деревни: « — Иван Петрович, там на почте письма, ты слышишь, письма, письма захвати». Мягкий юмор помогает автору пере дать героическое без нарочитой героизации. И когда он обрисовывает скудость быта («на весь колхоз — разбитая трехтонка, на пять дворов — копытный «лимузин») или многообразие забот председателя, ко торому надо думать и о молотьбе, вспашке зяби и о корме лошадям, и о письмах, и о боч ке, брошенной мальчишкой-водовозом в кол ке у ключа, и о распределении трудодней,— мы вместе с поэтом вспоминаем о време ни нашего нелегкого детства. А как верно подобрано слово «соображал» в заключи тельной строфе стихотворения! Именно так — «соображать», «глядя на огни»,— а не «размышлять» или «раздумывать» дол жен этот «кургузый и серьезный» фронто вик, что не бранит, а «журит» провинив шегося мальчишку, не обращает внимания на громогласную ругань баб, везет сено колхозным потощавшим лошадям на соб ственной корове, «крепко сдвинув брови, чуть-чуть бодрясь, гоня усталость»... Горькой и мужественной песней звучит стихотворение «Борони, борона». А в сти хотворении «Дом» автор присоединяется к суровой моральной оценке народом тех, кто «дом себе отгрохал» в годы войны, когда народ «трудно жил и плохо». Война накла дывает отпечаток на весь строй чувств, на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2