Сибирские огни № 11 - 1970
в статье Л. Рейснер!). Беда в том, что В. Кардин ставит под сомнение все нравст венные устои Л. Сейфуллиной, выражен ные ею довольно отчетливо, беда в том, что В. Кардин'настаивает: отсутствие этих ус тоев неизбежно привело Сейфуллину к одобрению безнравственных дел как в то «грозное и торопливое» время, так и в по следующие годы. «Л. Сейфуллина,— пишет В. Кардин,— ищет естественного человека, естественное в человеке и превыше всего ставит такое... А город стремится это подавить. Всякие там нравственные «можно» и «нельзя» — от бо га и богатых, суд — затея эксплуататоров. Иной нравственности, иного суда писатель ница себе не представляла, а если пред ставляла, то не видела в них практической и исторической необходимости». Вот так, не больше и не меньше. Сей час, конечно, легко рассуждать о жестоко сти и грубом примитивизме Мартынова, заявившего: «Больные пусть мрут. Когда один кусок — здоровым давай», сейчас лег ко осуждать Софрона за недоверие к док тору и за «сайосуд» над ним и его же ной, а когда нас вместе с сотнями тысяч детей голод возьмет за горло, когда нас тот же доктор вместе с кулаками возьмут на прицел, плюя на суд, на право, на чело вечность, как бы мы стали поступать, не имея при этом достаточной культуры, что бы словом убедить привилегированные классы отдать нам свои привилегии или хо тя бы чуть-чуть поступиться ими? В. Кар дин, сосредоточив внимание читателей на одной жестокой фразе Мартынова, подчерк нув жирной чертой только озлобленность Софрона против городских и интеллигенции, выделив крупным планом Софронову рас праву над доктором без суда и следствия, провозгласил отсутствие нравственных ус тоев у этих героев, а следовательно, и у автора, который их изображает с неприкры тым сочувствием. Почему не берутся дру гие черты в характере, в мировосприятии, в действиях Мартынова, Софрона и многих других героев разбираемых В. Кардиным произведений Л. Сейфуллиной? Почему объективное отношение к героям, правди вое их изображение в противоречиях и в борениях с «требухой», как выражался Д. Фурманов, выдается за нечто убого-не далекое и бесперспективное/ а если и с перспективой, то в сопровождении заключе ний: «Однако практические шаги, тем бо лее победные, заглушали нравственный смысл слов... Одобрение шагов отменяло критику слов...»? В своих выводах В. Кардин не желает учитывать ни исторической обстановки, в которой действовали герои Сейфуллиной, обстановки жесточайшей классовой борь бы, ни действительных истоков характера, психологии и мировосприятия крестьянских масс, принявших участие в революции и гражданской войне, ни их подлинных целей и задач в революции с самого ее начала и в конце гражданской войны, то есть в дви жении, в развитии, в перспективе истори ческого деяния народных масс. Критика волнуют нравственные категории в их, так сказать, чистом виде, незамутненные пред ставлениями о конкретных обстоятельствах жизни и борьбы людей во времени и про странстве. В этом смысле и характерен та кой вывод В. Кардина: «Революция как акт ясного социального сознания, торжество пе редовой мысли, рожденной высокой куль турой и интеллектом, как осознанный порыв к обществу, где «свободное развитие каж дого является условием свободного разви тия всех», находилось вне прямого «быто писательского» видения Л. Сейфуллиной». В своем классическом виде представ ление о революции выражено безупречно и весомо. Но известно, что и самые безуп речные положения нарушаются ходом истории, не учитывать который пагубно для революции. В том-то и величие ленин ского учения о социалистической револю ции в России, что оно руководствовалось не образцовыми формулами, а творчески учитывало реальную расстановку социаль ных сил, их положение и состояние, что оно учитывало, в частности, наличие в Рос сии огромного количества непролетар ского населения, которому до «ясного соци ального сознания» и до «высот культуры» было далеко. Что же касается цитаты из «Манифеста коммунистической партии», при водимой В. Кардиным, то в контексте этой работы Маркса и Энгельса она связана не с ходом революции, а с ее результатами, и по сей день еще в полной мере не достиг нутыми: «На место старого буржуазного об щества с его классами и классовыми проти воположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого явля ется условием свободного развития всех». Заметьте: ассоциация, потому что к этому времени пролетериат «уничтожает условия существования классовой противополож ности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса»1. Как могло попасть в «прямое быто писательское видение» Л. Сейфуллиной то, чего в российской действительности не бы ло, как могли бесчисленные Софроны и Ар- тамоиы, Мартыновы и Виринеи «порывать ся» к обществу, о котором они и понятия не имели,— неизвестно. Но ясно, что В. Кар дин склонен изучать явления вне историче ского к ним подхода. Таким образом, -развивая мысль о не далекости писательского видения Л. Сей фуллиной, которая не пошла дальше Мая ковского и пребывала постоянно во власти своих предельно ограниченных героев, В. Кардин перебрасывает мостик от ее «простых догматов» поближе к нашим дням- «Восторженно принимая новую явь и простые догматы, Сейфуллина не отво рачивалась от сложностей времени. Но не пыталась измерить их глубину. Восторжен- 1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Сочиненна, изд. И, т. 4. М., 1955, с. 447.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2