Сибирские огни № 11 - 1970

сон, тем горше пробуждение. Все это она испытала, через это прошла... Положив для себя правилом безогово­ рочную прямоту в любых взаимоотношени­ ях,— такой же прямоты требовала и от дру­ гих. Если замечала неискренность, человек переставал существовать для нее, как бы до этого ни был ей дорог...» Так было всегда. Но вот — неожиданно сильная и «трудная» любовь к Алексею... Варька знает, что Лешка раздваивается, что бесконечно дорога ему Фиса, но и она, Варька,— тоже нужна, необходима, что ме­ чется он, мается... И знает: прояви она твердость, и будет любимый принадлежать ей, ей одной. И, в общем, принадлежать по праву. Разве не она делила с ним самые трудные его времена? Разве не ей доверял­ ся он полностью? Как решит эту проблему для себя Варь­ ка? Как выдержит свой, личный, нравст­ венный экзамен? И она выдерживает его с честью, подавив в себе мелкое, бабье, и проявив подлинную душевную высоту. «И опять она осталась одна со своими мыслями... ...Сегодня же, нечего тянуть, поговорить с ним прямо, глаза в глаза. Если сам не может понять, пусть от нее услышит...» И она говорит, с чутьем и тактом, скрывая собственную боль, облегчая ему разлуку с ней и встречу с Фисой... Привлекательная, широкая натура — та­ кой предстает перед нами на страницах романа Варька. Образ этот — на мой взгляд — главная удача книги Франца Тау­ рина. Книги правдивой, нужной. Со значи­ тельными мыслями. Ибо что может быть важнее нравственного обновления, роста человека в сложной борьбе с самим собой? Только через такую борьбу он может выко­ вать в себе черты нового, черты, которые будут присущи гражданам завтрашнего дня. Н. Я н о в с к и й СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ЛИДИИ СЕИФУЛЛИНОЙ О прошлом году завершилось четырех- томное собрание сочинений Л. Н. Сей- фуллиной. Теперь мы имеем наиболее пол­ ное издание ее произведений. В предисловии к четырехтомнику, на­ званному «Возвращение Сейфуллиной», И. Андроников написал: «Трудно предста- Л. Н. С е й ф у л л и н а . Собрание сочинений, тт. I—IV. М.. «Художественная литература, 1968—- вить сейчас, как она была знаменита! Ка кие вызывала ожесточенные споры! Начи­ налось ,с Сейфуллиной, кончалось полити­ кой. Но, кажется, все сходились в одном — талант!» И эти восклицания, и само название пре­ дисловия — характерны' и знаменательны именно сегодня, когда лучшее в творчестве Лидии Сейфуллиной действительно верну­ лось советским читателям, зрителям, слуша­ телям. Талант Л. Сейфуллиной развивался не­ ровно. Она пережила и время трудных по­ исков, и полосу неудач. Был период, когда в ее недавно высокооцениваемых произве­ дениях вдруг обнаружили «ужасные» по­ роки — идейные и художественные, а затем надолго предали забвению все, что ею бы­ ло написано. После смерти Л. Сейфуллиной начали появляться спокойные, доказательные и объективные статьи, диссертации, моногра- фии.^появились и воспоминания многих дея­ телей литературы и искусства, в которых говорилось о ее примечательных нравствен­ ных качествах, определялось ее истинное значение и место в развитии советской ли­ тературы. Самое же главное — стали все чаще и чаще^ появляться произведения Л. Сейфул- лнной — отдельными сборниками, брошюра­ ми, в 1958 году двухтомником избранного; после более чем тридцатилетнего перерыва возобновляются постановки пьесы «Вири- нея», по мотивам одноименной повести пи­ шется опера и ставится кинофильм. Дея­ тели театра, кино и оперного искусства уви­ дели в произведениях Л. Сейфуллиной бла­ годарный материал для воплощения их об­ разов другими художественными средства­ ми. Таким образом, в последние годы про­ изведения Л. Сейфуллиной вновь приобре­ тают поистине всенародное признание. И фундаментальное, научно выверенное, хо- рошо прокомментированное издание сочине- ний Л. Н. Сейфуллиной, предпринятое Гос­ литиздатом, как бы подводит итог много­ летним усилиям издателей, исследователей, критиков и текстологов. Огромную работу по пропаганде творческого наследия писа­ тельницы проделала прежде всего ее сест- Ра — Зоя Николаевна Шапиро-Сейфуллина. Известно, что в 1941—1953 годах в не­ которых _прижизненных изданиях Л. Сей­ фуллиной оказалось много исправлений и сокращений в первоначальных текстах ее повестей и рассказов. Теперь выяснено, что они не были продиктованы художественной необходимостью и авторской волей, а де­ лались под натиском редакторских требо­ ваний. Четырехтомное издание примеча­ тельно тем, что дает читателю неискажен­ ные тексты произведений Л. Сейфуллиной. «Тексты,— говорится в примечаниях.— пе­ чатаются по Собранию сочинений Л. Н. Сей­ фуллиной в шести томах (изд. 4-е, 1929— 1931), под редакцией В. П. Правдухина, как наиболее авторитетному и авторизо­ ванному источнику. Все тексты сверены с ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2