Сибирские огни № 11 - 1970
Более цельными получились у писателя, думается, два других образа. Это Кравчук и Варька. В особенности — последняя. В Кравчуке Таурин концентрирует каче ства, которые он считает обязательными для руководителя большого рабочего кол лектива. И, разумеется, не просто «кон центрирует»,— он лепит сложный, емкий че ловеческий характер. Неразговорчив, хмур, озабочен и не слишком-то ласков в обращении с рабо чими Елисей Назарович Кравчук. Но поче му же именно к нему в крутой час, позд ним вечером, растерянный и подавленный, бежит провинившийся Лешка? Знал ведь, что по головке не погладит. Но знал и дру гое, «даже не столько знал, как ощущал,— только этот человек может спасти его от самого себя...» И выслушает Алексей от Назарыча горькие слова, и обидное — «Щенок!», и склонит перед ним свою буй ную голову... И Фиса, Лешкина жена, в безнадежную минуту, найдет дорогу в ка бинет Кравчука, и уйдет оттуда с надеж дой. и многие, многие другие-—тоже... Так в чем же все-таки секрет благотвор ного влияния этого немолодого усталого человека на окружающих? Под внешней резкостью Кравчука таит ся подлинный гуманизм, помноженный на огромный опыт — и трудовой, и человеко- ведческий. Елисей Назарович «понимает», он видиг людей и, как руководитель, всег да и вовремя умеет опереться на то луч шее, что в них есть. Таким, как Кравчук, не нужно «завое вывать» авторитет, стараться «проявлять себя» с наилучшей стороны перед подчи ненными. Уважение и доверие, которые На- зарыч внушает всем, естественно сопутству ют ему. Иначе и быть не может. Он горячо предан своему делу, но еще горячее — тем, чьими руками возводятся в тайге гидро электростанции и новые города. Человек — большой ли, маленький —всегда для Крав чука предмет главнейшего внимания. И тут для него не существует исключений. Судь ба экскаваторщика Ломова ему также не безразлична, как своя собственная. Тем бо лее, что размах и удаль Алексея, его сме лость в работе внутренне близки старому начальнику. И «если признаться по сове сти, то из двух путей, формально безупреч ного (и потому, как правило, более мед ленного) и кратчайшего (но опять-таки, как правило, сопряженного с нарушением ка кой-нибудь из бесчисленных инструкций),— он почти всегда избирает второй...» Писатель делает Кравчука — и это логи чески вытекает из характера героя повест вования — носителем дорогих ему мыслей о дальнейшем развитии производительных сил Сибири. В книге есть глава — «Ночной разговор». Проконтролировать работу Крав чука приезжает работник Главка. Осмотрев стройку, он приходит в ужас: квартальный план по основным сооружениям выполнен лишь на 19,6 процента, по вспомогатель ным — на 124 процента, а по строительству жилья для рабочих на... 197,7 процента! Приезжего глубоко возмущают нарядные удобные коттеджи с крылечками и веран дами— ведь эго же должно строиться лишь но третьей части генсметы! Безобразие! Собственной властью так изменить направ ление капиталовложений! Кравчук париру ет нападки ревизора: «Я не могу на зиму оставлять людей в палатках. Пора кончать с этой фальшивой романтикой! Никому она не нужна! Вы в Главке ошиблись: выделили стройке лими ты на жилье по так называемым средним нормам. Как любой другой стройке. А здесь Крайний Север! И почему люди, ко торые приехали сюда из благословенных теплых мест, должны здесь жить в бараках? Почему вам для них даже крылечка жал ко? Вам понятно, почему я должен был пе рекроить план?..» Так литературный персонаж формулиру ет идеи, которые сейчас уже разрабатыва ются и экономистами, и учеными, и строи телями. Весной 1969 года в Новосибирском Академгородке на Всесоюзной конференции по развитию и размещению производитель ных сил Сибири шел большой разговор о создании — в первую очередь! — хороших, современных условий жизни для участников грандиозной стройки, которая разворачива ется от Урала до Дальнего Востока... Нам интересен в романе Ф. Таурина Ло мов, глубоко симпатичен Кравчук, нравит ся голубоглазая скромница Фиса, добрый дружок Лешки — Толечка Груздев и мно гие другие действующие лица. Но, пожалуй, по-настоящему яркое впечатление оставляет только Варька. Именно для нее нашлись и наиболее человеческие интонации, и наибо лее запоминающиеся слова. Это образ, ды шащий жизненной силой и обаянием. Кто такая Варька? Во многом судьба ее схожа с судьбой Алексея. Сызмалу жизнь ее не баловала. И пьяниц-отчимов навидалась, и первая любовь оказалась об маном, и от тоски и отчаяния бес попу тал — приняла участие в некрасивом деле. Стащила из магазина, в котором работала продавщицей, кусок ткани — подбила нехо рошая подружка... Но' если Алексей в подобных неудачах ожесточился, да и сломился где-то,— Варь ка оказалась очень стойкой. Из цепи своих нелегких ошибок она вынесла те самые «твердые» правила, которых так не хватает Ломову. Она стала мудрее, ее отношение к людям — яснее и, определеннее. Варька вольная птица, она не страшится новых встреч, но дороже всего ей в человеческих отношениях — правда. Она «давно уже от выкла прятаться от себя. Была подсозна тельно уверена в своем бесстрашии и, тоже подсознательно, гордилась этим. Давно уже твердо положила себе за правило: не об манывать себя. Все ничтожное, жалкое, дурное и преступное в жизни человека начи нается с того, что человек пытается обма нуть самого себя. Очень часто это удается. И в ее жизни было такое. Но чем слэше
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2