Сибирские огни № 11 - 1970
о люоимой, груоо ослороил ее, переломал свою жизнь, заодно и жизнь любимой тоже. И вот приходит горькое раскаяние, само анализ и. медленное, трудное обретение утраченного— самого себя. Действительно, подобных историй и в быту, и в литературе— мы знаем немало. Для чего — еше одну — рассказывает' нам писатель? Вряд ли ведь затем только, что бы в убедительных, житейски достоверных сценах показать, что «бывает еще и эдак», и проиллюстрировать, как хорошее, светлое постоянно борется в Алексее с его дурны ми сторонами. Борется — и, в конце концов, разумеется, побеждает, как и во множестве других похожих ситуаций. Думается, что Ф. Таурин смотрел глуб же. В своей книге он касается сложнейшей и наболевшей проблемы, по поводу которой уже неоднократно высказывалась наша газетная и журнальная публицистика. Всем хорош Лешка Ломов — и в бою не подкачал, и в труде , крепок, и, как гово рится, в тыл к врагу можно с ним отправ ляться смело. Разные экзамены он выдер живает, но вот в одном — и весьма ответ ственном! — ему потребовалась «пересда ча». Речь идет об экзамене нравственном. Ломов — человек вполне современный. У него хватает знаний, со своим экскавато ром он на «ты», понимает каждый винтик, есть и кругозор, и любознательность, а вот внутренней культуры — пока маловато. В поисках ее-то и совершает Алексей тернистый путь к самому себе. _ Сильные страсти бушуют в герое гауринского произ ведения. Тут и любовь, и сильное влечение к Варваре — временной его спутнице по жизни, и обида, и неправедная ярость, и даже ненависть. Но чувства эти еще не обузданы и подчас грубы. Алексею неведо мы такие азы, как благородство в любви к женщине, великодушие по отношению к ней. Он еше не знает — впрочем, узнает в итоге — ЧТо без душевной тонкости челове ческое чувство задыхается, как без возду ха. И вот, поддавшись первому же злому побуждению, обзывает Алексей свою лю бимую, свою жену— тихую и ясную Фи су — «стервой» и обращается к ней при мерно в таких выражениях: «Нацелила фары!.. Юлишь' Не винова та, так по роже хлестнула бы...» Не будем утверждать, что Ломов— та кая уж типическая личность. Но не станем и отрицать, что людей, подобных ему, най дется немало. И не только среди рабочих, но порой и среди тех, кто обладает дипло мом с высшим образованием. Много горя доставит Лешка Ломов сво им близким, изрядно повозятся с ним и то варищи, и Кравчук, и многие другие. На конец, сама жизнь своей неумолимой ло гикой приведет нашего героя к пересмотру всех его моральных критериев. Вернее, по требует от него выработки этих критериев, устойчивых нравственных правил и норм. Потому что без таких правил больше нель зя. Потому что бездуховность в личных от ношениях может обернуться чрезвычайно опасными вещами, перерасти в бездухов ность общественную, если можно так выра зиться. Ведь не случайно именно Але'.сзй в пьяную минуту поддается на уговоры матерого расхитителя государственного до бра. И не из корысти, не из любви к писку, а «просто так», из-за отсутствия правил! Правда; Алексей быстро поймет, что н а с о рил нечто нечестное, противное его рабо чей совести, сам побежит в милицию, но оказался же он в какое-то мгновение не стоек?! Писатель любит Алексея Ломова. Тре вожась о нем, он помогает ему разобрать ся в своей собственной душе. И помогает своевременно. Резкими красками, контрастно написан этот образ. Перед нами — живой человек. И все же в замысле Ф. Таурина ощущается некоторая «заданность». Писатель твердо знал, чего ему хочется, что он должен ска зать и как должен, и под свою «програм му» гнул порой своего героя. Только этим можно объяснить ряд несоответствий в об рисовке образа. Например, по своему пове дению, по лексикону — Алексей человек мо лодой, «шестидесятник». А писатель утвер ждает, что за плечами Ломова — война, ко торую он «всю прошел», да еще закончил в самом Берлине младшим лейтенантом, заслужив «редкий орден». Вспомним, ка кую идейную и моральную закалку получил народ в Великую Отечественную, что пере жили, повидали фронтовики. И хоть были многие из них молоды годами, но духовно из войны они выходили зрелыми людьми. Во всяком случае — более зрелыми, чем предстает перед нами Алексей. И возникает невольное сомнение: мог ли столь легко, да еще на ровном месте, спотыкаться бывший воин, герой? Ведь «редкие ордена» вруча лись, людям, достойным во всех отноше ниях... Не всегда мотивированы и поступки Ло мова. Мне кажется, что на золотые приис ки, внезапно оставив стройку, Алексей по падает не по своей воле. А по воле автора. На таких промыслах легче, «оправданнее» персонаж может оступиться Вот и отправ ляется Лешка за длинным рублем к золо тоискателям, хотя это решение его совер шенно не вяжется с тем, что мы уже успе ли узнать о Ломове из уст самого Франца Таурина. Писатель к тому времени успел убедить нас в том, что у Алексея натура бескорыстная. Конечно, гн не пренебрегает материальными благами, но деньги никогда для него не были фетишем. И отнюдь не из-за длинного рубля перекрывал он нор мы и красиво работал: просто был влюблен в свой труд, в стройку, не мыслил себе жизни без нее. Такие натяжки мешают. Из-за них стра дает художественная убедительность обра за, всего повествования в целом даже; ав тору меньше веришь. 12 Сибирские огни К? 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2