Сибирские огни № 11 - 1970
I милея утвердить понимание социалистиче ского реализма как искусства, дающего каждому художнику простор для выработ ки собственных стилевых форм. В пору пристального интереса к роман тическим тенденциям в современной совет ской литературе, споров о том, чем являет ся романтизм сегодня — стилевым течением или самостоятельным методом,— заслужи вают особого внимания не только произве дения Иванова, но и его теоретические вы ступления в «защиту» романтизма. Конкретными обстоятельствами литера турной жизни конца 40-х — начала 50-х го дов обусловлена и некоторая сдержанность Иванова в тот период по отношению к Горькому: как художнику. В этом выража лось не столько отношение к Горькому, сколько — к хрестоматийному глянцу, не редко наводившемуся тогда на великого писателя, к известного рода «канонизации» его индивидуальной художественной мане ры как некоего эталона «стиля социалисти ческого реализма». Последнее противоречи ло пониманию социалистического реализма самим Горьким, который, как свидетельст вует весь опыт его отношений с советскими писателями, горячо поддерживал ростки но вого творческого метода в его самых разно образных стилевых проявлениях. И пусть в определении особенностей сво его дарования Иванов не соглашался с Горьким, пусть он в последний период твор чества «отталкивался» от стилевого течения, к которому тяготели вкусы Горького. Важ? но, что в главном — в понимании путей раз вития нашей литературы — он был гораздо ближе к основоположнику социалистическо го реализма, чем те, кто ратовал ,за «горь ковский стиль» советской литературы. Такие художники, как Иванов, своим творчеством и теоретико-литературными суждениями подготавливали сегодняшний этап развития теории и практики искусства социалистического реализма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2