Сибирские огни № 11 - 1970
ми, на которые указывал Горький. Но писа тель следовал его советам лишь там, где мог воспринять их органически, где они не противоречили собственным взглядам. Впервые опубликованные дневники и за писные книжки Иванова чрезвычайно цен ны для выяснения отношения его, зрелого художника, к стилю Горького, воззрениям на мастерство, наконец, к горьковской кон цепции собственного творчества. Общий смысл литературно-эстетических суждений Иванова 40—60-х годов говорит о большом своеобразии его воззрений, о су щественном отличии их от горьковских и от собственных вкусов середины — второй по ловины 20-х годов. Он ратует теперь за ро мантическое искусство, которое противопо ставляется им не только методу художни ков критического реализма — Флобера, Че хова, Л. Толстого, но и творческой манере Горького. «Нужно создавать романтизм... Надо искусство проповедническое, и значит романтическое»,— гласит, напримёр, одна из дневниковых записей. В рассуждениях Иванова о конкретных способах создания произведения довольно последовательно выражено критическое отношение к «клас сическим» приемам реалистического письма. В полемически заостренной форме он про возглашает отличие своей художественной манеры от почерка приверженцев старого реалистического стиля: «Я исповедовался множество раз, признавал, что грешен, что склонен к новой форме, что мне любы ме тафоры, эпитеты, неологизмы, древние сло ва,— и проклятая эта склонность, ломаю щая и коверкающая классические формы романа, у меня не исчезла. Едва-едва придя с исповеди, я стремился к греху формализ ма, хотя в душё и трепетал при одном этом слове». Вновь и вновь мысленно возвращаясь к истории своих взаимоотношений с Горьким, Иванов по-прежнему с гордостью называет его имя первым в ряду своих учителей. Но еще и в 20-е годы он говорил о воздействии Горького прежде всего на свое мировос приятие. Теперь художник еще более подчер кивает, что у Горького, как и у других сво их великих литературных учителей, он на учился «главному — умению видеть жизнь в ее наиболее героических, стойких и гума нистических проявлениях, видеть прежде- всего человека, не только с большой буквы, но написанного вообще очень большими, за главными и даже цветными буквами». Что же касается горьковского представ ления о путях, по которым должна была развиваться его (Иванова) стилевая систе ма, то здесь писатель вынужден был при знать свои серьезные расхождения с Горь ким. Глубоко самобытный художник, он все более убеждался, что его писательская ин дивидуальность должна выявляться в иных формах, чем те, которые виделись его стар шему другу. «Обо мне Горький всегда ду мал неправильно,— делает он вывод в од ном из своих дневников.— Он ждал от ме ня того реализма, которым сам был напол нен до последнего волоска. Но мой «реа лизм» был совсем другой, и это его,— не то чтобы злило,— а приводило в недоумение, и он всячески направлял меня в русло свое го реализма. Я понимал, что в этом русле мне удобнее и тише <было бы > плыть, я и пытался даже... но, к. сожалению, мой ко рабль был или слишком грузен или слиш ком мелок, короче говоря, я до сих пор все еще другой. И дай бог остаться, этим дру гим,—; противоречивым, шальным, тщеслав ным, скромным...» Среди молодых писателей, находившихся в близком общении с Горьким, Иванов, по жалуй, единственный, перспективы творче ского развития которого были не вполне предугаданы Горьким. На примере контактов великого писателя с Ивановым особенно »ясно раскрывается диалектика отношений Горького с писате- лями-современниками: заметная роль субъ ективных вкусов, во многом определявших характер и направление творческих взаимо отношений, и в то же время умение встать выше собственных вкусов при определении значения писателя, его места в литературе. Выступая с оценками творчества товари щей по перу, великий художник, вольно или невольно, смотрит на них сквозь призму своего творческого метода и индивидуаль ного стиля. Если и критику-профессионалу не всегда удается оставаться вполне объ ективным при подходе к тому или иному явлению искусства, не соответствующему его личным вкусам, то еще труднее это сде лать писателю. Тем выше заслуга Горького, который, более всего ценя творческую са мостоятельность художника, до конца жиз ни продолжал высоко ценить Иванова как писателя и любить его как человека. Настойчивое подчеркивание Ивановым своей склонности к «новой форме», пристра стия к фантастике, романтической услов ности и другим приемам, которые критика относила «к формалистическим», носило осо бенно полемически заостренный характер в 40—50-е годы. Это диктовалось не только желанием утвердить свою художественную самобытность. Значение литературно-эсте тической концепции Иванова гораздо шире. Егс позиция была попыткой противостоять некоторым тенденциям, которые проявля лись в литературной жизни конца 40-х — начала 50-х годов. Отстаивая право на свои творческие искания, Иванов фактически выступал про тив упрощенческих попыток трактовать ме тод социалистического реализма не только как единства принципов отображения дей ствительности, но и как общности стилевых приемов. Он выступал против игнорирова ния преемственных связей советской лите ратуры с какими-либо разновидностями про грессивного искусства прошлого, кроме классического реализма XIX века. Подчас резко возражая против использования «классических форм» романа, против «сле пой подражательности и копирования» приемов реалистов XIX века, Иванов стре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2