Сибирские огни № 11 - 1970
«диалог жестов» уже предрешает исход раз говора. Подобную стилевую манеру Горький рас сматривал как достойное завершение худо жественных поисков Иванова. Задача мак симум — дальнейшее ее развитие и совер шенствование. Обращает на себя внимание, что расска зы цикла «Тайное тайных» и примыкающие к ним рассматриваются и оцениваются Горьким исключительно с точки зрения ма стерства, точнее даже эволюции стиля. От сутствие каких-либо суждений о проблема тике и типажах рассказов, вызывавших во многом справедливые критические отзывы в печати, говорит о том, что они не пред ставлялись Горькому значительными, заслу живали специального разговора. Новелли стику Иванова 1926—1927 годов он воспри нимал как своего рода «лабораторию ма стерства». Знаменательно, что, неизменно одобряя стилевое своеобразие рассказов, Горький столь же неизменно заканчивает: «...С таким мастерством Вам надобно напи сать какую-то большую — по объему — вещь — роман, повесть»; «Вы должны на писать какую-то очень большую вещь,— в с е сто р о н н е б о л ь ш у ю » (подчеркнуто мною.— Н. Б.). Однако намеченные Горьким перспекти вы творческого развития Иванова не под твердились. Стилевая манера рассказов 1926—1927 годов не стала завершением его художественных исканий. Уже в конце 20-х — начале 30-х годов в творчестве Ива нова начинается новый этап, для которого характерно сплетение различных ,стилевых тенденций. С одной стороны,— совершенствование приемов изобразительности, которые столь одобрялись Горьким. Это проявляется и в авторской правке Ивановым своих ранних произведений при подготовке собрания со чинений 19.28—1931 годов, и в новых от дельных изданиях романа «Голубые пески» (1933 г.) и повести «Цветные ветра» ,1934 г.). Это сказалось и в работе над некоторы ми новыми вещами. Большой интерес п ри ставляет машинопись повести Иванова «Не убий» («Мельник») с правкой Горького и автора. «Доводка» текста производилась в редакции горьковского альманаха «Год шестнадцатый» в декабре 193^ года. Прав ка Горького невелика и состоит главным об разом в пометках, уточняющих смысл фра зы, устраняющих неточность словоупотреб ления. Основные же направления, сделан ные не горьковской рукой, сводятся к сле дующему: снимаются личные местоимения, меняются глагольные окончания, благода ря чему описание мыслей героя «от автора» переводится в так называемую «несобствен но-прямую речь». Вот один из примеров1. Д о п р а в к и : «Жениться следует только тогда, когда он построит пять или шесть мельниц, когда окончательно разбогатеет, когда его бо 1 Архив А, М. Горького. РАв — пГ 21 1/1, л. 4. гатство сп о со б н о будет запугивать людей...» П о с л е п р а в к и : «Жениться следует только тогда, когда построишь пять или шесть мельниц, когда окончательно разбогатеешь, когда богатст во будет запугивать людей...» (Подчеркнуто мною.— Н. Б .). По всей вероятности, эти изменения вне сены самим Ивановым после прочтения ру кописи Горьким и в связи с его советами. Большое удовлетворение Горького вы зывает первая часть автобиографического романа Иванова «Похождение факира» (1934—1935 гг.). Но сам Иванов не испытывал полного удовлетворения. Он вновь ведет художест венные поиски, вновь возвращается к неко торым из тех приемов повествования, от ко торых, как казалось совсем недавно, прочно отошел. Подобные тенденции отчетливо видны во второй и третьей частях «Похож дения факира», в «Повестях бригадира Си ницына», где писатель делал попытку эсте тически освоить явления новой советской действительности. Искания Иванова воспринимались теперь Горьким как «измена» автора своему та ланту. Очень критически отозвался он о второй и третьей частях «Похождения фа кира», а после знакомства с «Повестями бригадира Синицына» в письме Л. Леонову сообщал: «...Не нравятся мне... тяжелые Всеволодовы повести. Читать их — трудно, и очень мешает авторово «искание формы». Чудак он,— его талант давно уже просит простого, твердого эпического слова». Иванов уже в это время хорошо созна вал, что недовольство Горького вызывалось его стремлением к использованию приемов стилизации, условно-фантастических, гро тескных форм. Но он испытывал к этим приемам все большее и большее тяготение и, таким образом, расходился с Горьким. Сохраняя теплые личные отношения, Ива нов в последние годы ослабляет с ним твор ческие контакты. Как утверждает жена пи сателя, Иванов в этот период, в отличие от предыдущих лет, не спешил показывать Горькому все свои произведения, в част ности, не познакомил его с двумя больши ми романами — «Кремль» и «У». «Пора быть совсем самостоятельным — ни на кого не оглядываться. Да и поймет ли «старик» мои поиски, когда я вступил на свой собственный путь и уже нельзя меня сравнить ни с Буниным, ни с ним самим — Горьким. И плох я там или хорош — но я такой, а не другой». «Это не запись выска занного Всеволодом, а попытка восстано вить его тогдашние мысли»,— пишет Т. В. Иванова. Весь последующий путь творческого раз вития Иванова, зрелого художника (40— 60-е годы) — показывает, что, безгранично уважая и любя великого писателя, Иванов и после смерти Горького постоянно разду мывал над его советами и замечаниями. Многократно переделывая ранее написан ное, он продолжал бороться с недостатка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2