Сибирские огни № 11 - 1970
левой тенденции Горький считал Л. Тол стого, Тургенева, Гончарова, из писателей XX века — Бунина, Пришвина, Сергеева- Ценского. Тяготевшие к той же стилевой манере были наиболее близки Горькому и среди молодых советских ■ писателей (например, К. Федин, Л. Леонов). Большие объективно-изобразительные возможности Горький нашел у Иванова. И то, в какой мере писатель реализовал их,.во многом определяло горьковское от ношение к его творчеству. Таким образом, различные периоды становления художе ственной манеры Иванова — это одновре менно этапы его творческих взаимоотно шений с Горьким. К 1922—1923 годам завершается первый период развития Иванова как художника. И именно тогда Горький тактично, но настойчиво и постоянно критикует писате ля за «несдержанность в словах», «мно гословие», излишнюю «словоточивость». А ведь Иванов к этому времени был ав тором многих опубликованных произведе ний, писателем, о котором громко говорила критика. И рсть основания полагать, что под «несдержанностью в словах» автора «Цветных ветров» и «Голубых песков» Горький имел в виду не просто небреж ность или недостаточную сГепень -профес сионализма. Если вспомнить, сколь без жалостно расправлялся он с «излишества ми» романтической стилистики своих ран них произведений при подготовке в 1922—1923 годах собрания сочинений, то очень оправданно предположение, что под «словоточивостью» Иванова он подразуме вал словесный орнамент, причудливую раепвеченность языка. О неодобрительном отношении Горько го к этой стилевой тенденции говорят и его критические замечания по поводу лириче ских элементов в повестях Иванова. «...Вы очень швыряетесь словами,— упрекал, на пример, его Горький в одном из писем.— У Вас на некоторых страницах встречают ся Пильняковы сухие вихри, пыль словес ная и сумбур лирический». И очень знаме нательно, что непосредственно вслед за этим замечанием Горький высказывает мысль, которая, по сути дела, представля ет собой сжатую формулировку основных принципов того стилевого течения, которое представлялось ему наиболее плодотвор ным: «Мне кажется, что современное ис кусство слова настоятельно требует стро гой сжатости, эпического спокойствия, су ровой объективности». История творческих отношений Горького с Ивановым первой половины 20-х годов — это история непрерывной, поражающей сво им постоянством и упорством борьбы. Борь бы за то, чтобы молодой художник не толь ко более серьезно относился к своему «ре меслу», но и направил поиски по иному руслу. Последнее обстоятельство несколько не обычно. Ведь Горький всегда с глубоким уважением относился к творческой индиви дуальности писателя, не предпринимал ка ких бы то ни было попыток навязывать свои вкусы. Однако при более внимательном ана лизе контактов Горького с Ивановым оказы вается, Что, настойчиво стремясь направить его усилия на путь объективно-изобразитель ного письма, он исходил отнюдь не просто из своих субъективных симпатий,- Первые литературные удачи молодого писателя, до стигнутые еще до вхождения в литератур ную среду Петрограда, вселили в Горького твердую уверенность в том, что характеру дарования Иванова наиболее сответствует именно сдрого реалистическая, эпическая ма нера письма. Заметное изменение пути, по которому пошел Иванов в середине 20-х годов, еще более убеждало Горького в справедливости его предположений и прогнозов. Эволюция Иванова происходила не без воздействия ве ликого писателя. Но отнюдь не сразу она последовала в направлении, на которое, ука зывал Горький. Для Иванова, как, впрочем, и для многих молодых писателей той поры, увлеченных необычайностью революционной эпохи, стра стно жаждущих создавать истинно новое искусство, характерна чрезвычайная напря женность художественных поисков, которые порой сопровождались жестокими разочаро ваниями и творческими срывами. После «Партизанских повестей» и «Голубых пес ков» писатель проходит через недолговремен- ное, правда, увлечение формалистическими теориями «строения вещи». В соавторстве с В. Шиловским он создает остро сюжетный, авантюрный роман о химической войне ¿Ип рит». Но горячее увлечение «новым методом» очень скоро сменяется острым разочаровани ем. Оно перерастает в серьезный творческий кризис. Причины кризиса, пережитого Ива новым в 1925—1927 годах неразрывно связа ны с трудностями эпохи нэпа. Тревожные сообщения друзей и знакомых об Иванове, которые получал Горький, нахо дившийся тогда за границей, вызывали у не го искреннюю тревогу Но в то же время он, сам не раз переживавший трудные настрое ния, полагал, что для писателя с такой прочной духовной организацией, как у Ива нова, состояние «кризиса» в известной мере даже полезно. «О Всев. Иванове слышу со страхом, но и с радостью. Рукописи сжег? Ничего... Он — хороший, сильный буйвол. А «пострадать о себе» ему не мешает. Хотя это и боязно за него»,— писал Горький И. Груздеву. Появившиеся вскоре новые произведения Иванова полностью подтвердили правомер ность горьковского предположения. Рассказы 1926—1927 годов настолько отличны от все го созданного писателем ранее, что и сам автор, и критика сразу же восприняли их как начало совершенно нового и значитель ного этапа его творчества. Позднее, в «Исто рии йоих книг», Иванов вспоминал, что его обращение к новой стилевой системе было вполне осознанным: «Проза начального пе риода «Серапионовых братьев», ее отрыви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2