Сибирские огни № 11 - 1970

левой тенденции Горький считал Л. Тол­ стого, Тургенева, Гончарова, из писателей XX века — Бунина, Пришвина, Сергеева- Ценского. Тяготевшие к той же стилевой манере были наиболее близки Горькому и среди молодых советских ■ писателей (например, К. Федин, Л. Леонов). Большие объективно-изобразительные возможности Горький нашел у Иванова. И то, в какой мере писатель реализовал их,.во многом определяло горьковское от­ ношение к его творчеству. Таким образом, различные периоды становления художе­ ственной манеры Иванова — это одновре­ менно этапы его творческих взаимоотно­ шений с Горьким. К 1922—1923 годам завершается первый период развития Иванова как художника. И именно тогда Горький тактично, но настойчиво и постоянно критикует писате­ ля за «несдержанность в словах», «мно­ гословие», излишнюю «словоточивость». А ведь Иванов к этому времени был ав­ тором многих опубликованных произведе­ ний, писателем, о котором громко говорила критика. И рсть основания полагать, что под «несдержанностью в словах» автора «Цветных ветров» и «Голубых песков» Горький имел в виду не просто небреж­ ность или недостаточную сГепень -профес­ сионализма. Если вспомнить, сколь без­ жалостно расправлялся он с «излишества­ ми» романтической стилистики своих ран­ них произведений при подготовке в 1922—1923 годах собрания сочинений, то очень оправданно предположение, что под «словоточивостью» Иванова он подразуме­ вал словесный орнамент, причудливую раепвеченность языка. О неодобрительном отношении Горько­ го к этой стилевой тенденции говорят и его критические замечания по поводу лириче­ ских элементов в повестях Иванова. «...Вы очень швыряетесь словами,— упрекал, на­ пример, его Горький в одном из писем.— У Вас на некоторых страницах встречают­ ся Пильняковы сухие вихри, пыль словес­ ная и сумбур лирический». И очень знаме­ нательно, что непосредственно вслед за этим замечанием Горький высказывает мысль, которая, по сути дела, представля­ ет собой сжатую формулировку основных принципов того стилевого течения, которое представлялось ему наиболее плодотвор­ ным: «Мне кажется, что современное ис­ кусство слова настоятельно требует стро­ гой сжатости, эпического спокойствия, су­ ровой объективности». История творческих отношений Горького с Ивановым первой половины 20-х годов — это история непрерывной, поражающей сво­ им постоянством и упорством борьбы. Борь­ бы за то, чтобы молодой художник не толь­ ко более серьезно относился к своему «ре­ меслу», но и направил поиски по иному руслу. Последнее обстоятельство несколько не­ обычно. Ведь Горький всегда с глубоким уважением относился к творческой индиви­ дуальности писателя, не предпринимал ка­ ких бы то ни было попыток навязывать свои вкусы. Однако при более внимательном ана­ лизе контактов Горького с Ивановым оказы­ вается, Что, настойчиво стремясь направить его усилия на путь объективно-изобразитель­ ного письма, он исходил отнюдь не просто из своих субъективных симпатий,- Первые литературные удачи молодого писателя, до­ стигнутые еще до вхождения в литератур­ ную среду Петрограда, вселили в Горького твердую уверенность в том, что характеру дарования Иванова наиболее сответствует именно сдрого реалистическая, эпическая ма­ нера письма. Заметное изменение пути, по которому пошел Иванов в середине 20-х годов, еще более убеждало Горького в справедливости его предположений и прогнозов. Эволюция Иванова происходила не без воздействия ве­ ликого писателя. Но отнюдь не сразу она последовала в направлении, на которое, ука­ зывал Горький. Для Иванова, как, впрочем, и для многих молодых писателей той поры, увлеченных необычайностью революционной эпохи, стра­ стно жаждущих создавать истинно новое искусство, характерна чрезвычайная напря­ женность художественных поисков, которые порой сопровождались жестокими разочаро­ ваниями и творческими срывами. После «Партизанских повестей» и «Голубых пес­ ков» писатель проходит через недолговремен- ное, правда, увлечение формалистическими теориями «строения вещи». В соавторстве с В. Шиловским он создает остро сюжетный, авантюрный роман о химической войне ¿Ип­ рит». Но горячее увлечение «новым методом» очень скоро сменяется острым разочаровани­ ем. Оно перерастает в серьезный творческий кризис. Причины кризиса, пережитого Ива­ новым в 1925—1927 годах неразрывно связа­ ны с трудностями эпохи нэпа. Тревожные сообщения друзей и знакомых об Иванове, которые получал Горький, нахо­ дившийся тогда за границей, вызывали у не­ го искреннюю тревогу Но в то же время он, сам не раз переживавший трудные настрое­ ния, полагал, что для писателя с такой прочной духовной организацией, как у Ива­ нова, состояние «кризиса» в известной мере даже полезно. «О Всев. Иванове слышу со страхом, но и с радостью. Рукописи сжег? Ничего... Он — хороший, сильный буйвол. А «пострадать о себе» ему не мешает. Хотя это и боязно за него»,— писал Горький И. Груздеву. Появившиеся вскоре новые произведения Иванова полностью подтвердили правомер­ ность горьковского предположения. Рассказы 1926—1927 годов настолько отличны от все­ го созданного писателем ранее, что и сам автор, и критика сразу же восприняли их как начало совершенно нового и значитель­ ного этапа его творчества. Позднее, в «Исто­ рии йоих книг», Иванов вспоминал, что его обращение к новой стилевой системе было вполне осознанным: «Проза начального пе­ риода «Серапионовых братьев», ее отрыви

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2