Сибирские огни № 11 - 1970
а др.}. В. Львов-Рогачевский даже броско озаглавил свою статью «Новый Горький (Всеволод Иванов)», Между тем, как мы понимаем сейчас, художественная манера Иванова, тогда только еще формировав шаяся, давала очень немного оснований для сопоставления ее со стилем даже ран него Горького. Если же сравнивать произ ведения писателей начала 20-х годов, то, пожалуй, их можно рассматривать как стилевые антиподы. Иванов входил тогда в группу «Серапио- новы братья», членам которой — талантли вым начинающим литераторам К. Федину, Н. Тихонову, М. Слонимскому, В. Кавери ну и другим — Горький оказывал поддер жку, настойчиво борясь с формалистиче скими и натуралистическими тенденциями в их творчестве, помогая им встать на путь истинно нового, революционного ис кусства. Но и могучее воздействие Горько го не всегда способно было противостоять очень распространенным в те годы тенден циям к нарочитой усложненности словес ного рисунка, «остранению» стиля. Увле чение этим проявилось в следующих за рассказом «Партизаны» (созданном еще до знакомства с «серапионами») произведе- дениях цикла «Партизанских повестей», а также примыкающем к нему романе «Голубые пески». Характерная особенность стиля «Цвет ных ветров» и отчасти «Голубых пес ков» — словесная вязь, строившаяся преж де всего на сочетании слов, которые обоз начают различные оттенки цвета, в ре зультате чего создавалась сложная, под час причудливая, субъективно-импрессио нистическая цветовая гамма. Она приво дила к нарочитому «остранению» образа. Вот как подается, например, один из пер сонажей повести «Цветные ветры»: «Лох матая, вирозелень, голова у попа Исидора. И голос глухой, прерывистый, пахнущий зеленью болот. Идет он широко, в темно зеленой рясе. Кочка — осокистая голова, кочки — лохматые руки. Подземная вода — глаза, ясные и пристальные». Стилевые искания Горького в начале 20-х годов шли совершенно в ином на правлении. Мы не оговорились. Да, зна менитый писатель, учитель и наставник многих и многих литераторов, Горький в этот период переживал завершающий этап поисков новой стилевой манеры, ко торый начался еще в 10-е годы. Автобиографические рассказы, «Замет ки из дневника. Воспоминания», «Рас сказы 1922—1924 годов» никак не укла дывались в сложившиеся представления критики о Горьком. Ни той, для которой «истинно горьковская» манера продолжала ассоциироваться лишь с «Песней о Соко ле», ни другой, которая в условиях громко заявлявших о себе в первые послеоктябрь ские годы формалистических новаций сни сходительно отводила Горькому почетную роль «живого классика», «традиционали ста», Новые произведения писателя — «пе реходная ступень» от предоктябрьского этапа творчества к высшим достижениям его как художника-эпика — «Делу Артамо новых» и «Жизни Клима Самгина». Не случайно в 1922—1923 годах Горький под верг массовой правке, преимущественно стилевой, свои дооктябрьские произведе ния при подготовке собрания сочинений для издательства «Книга». Художественные принципы, с позиций которых производился пересмотр ранее написанного, особенно отчетливо обнару живаются при обращении к рукописям произведений, создававшихся непосредст венно в эти годы. Автографы рассказов «Отшельник», «О тараканах», «Рассказ о безответной любви». «Рассказ о герое» (в рукописи — «Рассказ о страхе») с ав топравкой как бы облекают в «живую» словесную «плоть» абстрактное понятие «совершенствование мастерства». Из рукописи рассказа «О тараканах».1 З а ч е р к н у т о : «В небе, голубоватом, как хорошо от шлифованная сталь, потерянно металась луна, то забегая вперед Платона, то катясь справа, слева, иногда она мешала идти. Снежная, хрупкая земля уходила из-под ног...» В п и с а н о : «В спину холодно светила луна, тяжелая, вязкая тень путалась под ногами, мешая идти...» В результате значительного сокращения устранен чрезмерно субъективный характер нарисованной картины. Сохраняя в се.бе «точку зрения» героя, описание приобре тает большую объективную изобразитель ность. Тенденция к лаконизму — одна из глав ных в работе Горького над рукописями своих рассказов начала 20-х годов. Столь же очевидно стремление писателя к устра нению из повествования авторского начала, к максимально более полному выражению внутреннего мира героя через внешние его проявления. С этим связано повышение роли жёстов персонажей, а также психо логически насыщенных портретных деталей, отказ от эмоционально оценочных харак теристик. строгая «предметность» эпитетов. Таким образом, в творческой практике Горького первой половины 20-х годов на ходит воплощение га концепция стиля, которая теоретически выражена в его многочисленных' суждениях этого времени. Здесь он настойчиво проводит мысль, что способ «объективного изображения» (в том же смысле им употребляются термины «пластическое изображение» или просто «изображение») — один из важнейших сти листических способов воссоздания дейст вительности в реалистическом искусстве. Замечательными .представителями этой сти-* * Архив А. М. Горького, ХПГ 41—7—1, л. 70.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2