Сибирские огни № 11 - 1970

а др.}. В. Львов-Рогачевский даже броско озаглавил свою статью «Новый Горький (Всеволод Иванов)», Между тем, как мы понимаем сейчас, художественная манера Иванова, тогда только еще формировав­ шаяся, давала очень немного оснований для сопоставления ее со стилем даже ран­ него Горького. Если же сравнивать произ­ ведения писателей начала 20-х годов, то, пожалуй, их можно рассматривать как стилевые антиподы. Иванов входил тогда в группу «Серапио- новы братья», членам которой — талантли­ вым начинающим литераторам К. Федину, Н. Тихонову, М. Слонимскому, В. Кавери­ ну и другим — Горький оказывал поддер­ жку, настойчиво борясь с формалистиче­ скими и натуралистическими тенденциями в их творчестве, помогая им встать на путь истинно нового, революционного ис­ кусства. Но и могучее воздействие Горько­ го не всегда способно было противостоять очень распространенным в те годы тенден­ циям к нарочитой усложненности словес­ ного рисунка, «остранению» стиля. Увле­ чение этим проявилось в следующих за рассказом «Партизаны» (созданном еще до знакомства с «серапионами») произведе- дениях цикла «Партизанских повестей», а также примыкающем к нему романе «Голубые пески». Характерная особенность стиля «Цвет­ ных ветров» и отчасти «Голубых пес­ ков» — словесная вязь, строившаяся преж­ де всего на сочетании слов, которые обоз­ начают различные оттенки цвета, в ре­ зультате чего создавалась сложная, под­ час причудливая, субъективно-импрессио­ нистическая цветовая гамма. Она приво­ дила к нарочитому «остранению» образа. Вот как подается, например, один из пер­ сонажей повести «Цветные ветры»: «Лох­ матая, вирозелень, голова у попа Исидора. И голос глухой, прерывистый, пахнущий зеленью болот. Идет он широко, в темно­ зеленой рясе. Кочка — осокистая голова, кочки — лохматые руки. Подземная вода — глаза, ясные и пристальные». Стилевые искания Горького в начале 20-х годов шли совершенно в ином на­ правлении. Мы не оговорились. Да, зна­ менитый писатель, учитель и наставник многих и многих литераторов, Горький в этот период переживал завершающий этап поисков новой стилевой манеры, ко­ торый начался еще в 10-е годы. Автобиографические рассказы, «Замет­ ки из дневника. Воспоминания», «Рас­ сказы 1922—1924 годов» никак не укла­ дывались в сложившиеся представления критики о Горьком. Ни той, для которой «истинно горьковская» манера продолжала ассоциироваться лишь с «Песней о Соко­ ле», ни другой, которая в условиях громко заявлявших о себе в первые послеоктябрь­ ские годы формалистических новаций сни­ сходительно отводила Горькому почетную роль «живого классика», «традиционали­ ста», Новые произведения писателя — «пе­ реходная ступень» от предоктябрьского этапа творчества к высшим достижениям его как художника-эпика — «Делу Артамо­ новых» и «Жизни Клима Самгина». Не случайно в 1922—1923 годах Горький под­ верг массовой правке, преимущественно стилевой, свои дооктябрьские произведе­ ния при подготовке собрания сочинений для издательства «Книга». Художественные принципы, с позиций которых производился пересмотр ранее написанного, особенно отчетливо обнару­ живаются при обращении к рукописям произведений, создававшихся непосредст­ венно в эти годы. Автографы рассказов «Отшельник», «О тараканах», «Рассказ о безответной любви». «Рассказ о герое» (в рукописи — «Рассказ о страхе») с ав­ топравкой как бы облекают в «живую» словесную «плоть» абстрактное понятие «совершенствование мастерства». Из рукописи рассказа «О тараканах».1 З а ч е р к н у т о : «В небе, голубоватом, как хорошо от­ шлифованная сталь, потерянно металась луна, то забегая вперед Платона, то катясь справа, слева, иногда она мешала идти. Снежная, хрупкая земля уходила из-под ног...» В п и с а н о : «В спину холодно светила луна, тяжелая, вязкая тень путалась под ногами, мешая идти...» В результате значительного сокращения устранен чрезмерно субъективный характер нарисованной картины. Сохраняя в се.бе «точку зрения» героя, описание приобре­ тает большую объективную изобразитель­ ность. Тенденция к лаконизму — одна из глав­ ных в работе Горького над рукописями своих рассказов начала 20-х годов. Столь же очевидно стремление писателя к устра­ нению из повествования авторского начала, к максимально более полному выражению внутреннего мира героя через внешние его проявления. С этим связано повышение роли жёстов персонажей, а также психо­ логически насыщенных портретных деталей, отказ от эмоционально оценочных харак­ теристик. строгая «предметность» эпитетов. Таким образом, в творческой практике Горького первой половины 20-х годов на­ ходит воплощение га концепция стиля, которая теоретически выражена в его многочисленных' суждениях этого времени. Здесь он настойчиво проводит мысль, что способ «объективного изображения» (в том же смысле им употребляются термины «пластическое изображение» или просто «изображение») — один из важнейших сти­ листических способов воссоздания дейст­ вительности в реалистическом искусстве. Замечательными .представителями этой сти-* * Архив А. М. Горького, ХПГ 41—7—1, л. 70.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2