Сибирские огни № 11 - 1970
Ивановым, казалось бы, давно известен. О них подробно рассказывал сам Иванов в многократно переиздававшихся воспомина ниях «Встречи с Максимом Горьким», а так же в статье «История моих книг». Эти мате риалы использованы в монографиях и стать ях об Иванове (Н. Н. Яновского, М. В. Ми- нокина, Е. А. Краснощековой и др.), во мно гих работах о Горьком и советской литера туре. Однако материалы сборника — не толь ко переписка Иванова и Горького, но и це лый ряд записей в дневниках и записных книжках — оказываются отнюдь не просто «количественным» дополнением к уже из вестному. Да, они подтверждают ставший .аксиоматичным (по отношению не только к одному Иванову!) вывод о том, что Горький сыграл огромную роль в творческом станов лении молодого художника. Они пополняют материал и для заключений, которые стали делаться лишь в работах последних лет,— о значении контактов с молодыми писателями для идейно-творческого развития Горького. Но ценность вновь опубликованного не огра ничивается этим. Знакомясь со сборником, неожиданно обнаруживаешь, как «количест во» переходит в «качество»: новые материа лы в совокупности и в сопоставлении с ра нее известными вдруг приводят к новым, не ожиданным выводам о самом характере взаимоотношений Горького и Иванова, о творческих итогах этих контактов для Ива нова и еще шире — о стилевом разнообразии литературы социалистического реализма, уходящем корнями в самые ее истоки. Многочисленные творческие взаимосвязи Горького с молодыми литераторами склады вались не однотипно. Советы и замечания Горького не всегда в равной мере соответст вовали собственным творческим устремлени ям начинающего писателя. Контакты Горько го с Ивановым — наиболее характерный пример большой внутренней сложности про цесса воздействия великого художника на формирование индивидуального стиля моло дого, но уже тогда самобытного писателя. Начало знакомства Горького с Ивановым (1916 г.) ничем не отличалось от множества подобных заочных знакомств с начинающи ми авторами. Доброжелательное прочтение рассказов молодого литератора, умение уже в первых его опытах разглядеть незауряд ный талант, щедрая практическая поддержка («Пишите больше и присылайте, рукописи мне, я буду читать их, критиковать и, если окажется возможным, печатать»), настоя тельные советы заняться самообразовани ем — все это очень характерно для отноше ний Горького с литературной молодежью. В 1921 г Иванов выбирается из далеко го сибирского городка, где он работал ти пографским наборщиком, в Петроград, для литературной учебы. И сам переезд (с офи циальным удостоверением, выданным газе той «Советская Сибирь»: «Командируется в распоряжение М. Горького»), и практичес кое устройство молодого писателя в трудных условиях Петрограда происходили при горя чем содействии Горького. Но к «командированному в его распоря жение» Иванову Горький подходил с обычной своей требовательностью, строго, но добро желательно критикуя небрежности стиля, недоработанность многих рассказов. В то же время он неизменно отмечал незаурядную талантливость писателя. Первым произведе нием, которое убедило его в справедливости своих ожиданий, стал рассказ Иванова «Партизаны», положивший начало известно му циклу «Партизанских повестей». Их мы и сегодня относим к значительным явлениям ранней советской прозы. «Партизаны», как и многие последующие произведения писателя начала 20-х годов, увидели свет при содейст вии Горького. Уже к 1922—1923 годам Иванов для Горького — не просто один среди многих по дающих надежды молодых литераторов, а один из наиболее близких ему советских пи сателей вообще. Об этом говорят не только горьковские отзывы, но и признания совре менников. «Отношения с Горьким у него (Иванова.— Н. Б.) всю жизнь были трога тельно любовными... Можно сказать, я ду маю, что Всеволод был любимейшим, во вся ком случае, одним из самых любимых Горь ким писателей среди молодых, пришедших после Октября»,— вспоминает, например, М. Слонимский. Горького привлекала яркая самобытность личности Иванова, выразившаяся в содержа нии и стиле его произведений. В многочис ленных воспоминаниях о молодом сибиряке, рассыпанных в горьковских письмах друзь ям и знакомым или приводимых мемуариста ми, слышится любование талантливостью натуры Иванова, его духовным и физичес ким здоровьем, его буйной фантазией, свое образным восприятием окружающего мира. Даже в наружности-писателя Горькому ви дится огромный запас свежих, нерастрачен ных сил, как бы впитанных им из бескрай них просторов Сибири. Отечески любовным отношением дышат шутливые горьковские характеристики: «Он — хороший, сильный буйвол» (из письма И. Груздеву); «Сибиряк, голова большая, круглая, скуластый, глазки маленькие, азиатские, волосы густейшие, сто ят эдакой копной, прямо идолище... Талант лив, бестия, хотя и сыроват еще» (из воспо минаний А. Воронского «Встречи и беседы с Максимом Горьким»). Но устойчивый, сохранившийся до кон ца жизни Горького интерес к Иванову обусловлен, конечно, не просто самобыт ностью его как личности. 'Молодой человек, который с детства не мог примириться с окружавшей его мещанской средой который, рано уйдя из дома, много побро дил по свету в поисках жизни яркой и ин тересной, импонировал Горькому и род ственностью собственной юношеской судь бе, и известной близостью к типам «меч тателей» и «чудаков» из его произведений. В критике начала 20-х годов прозвучали голоса, сближавшие Иванова с Горьким как художника (статьи В. Львова-Рога- чевского, Як. Брауна, М. Клейнборта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2