Сибирские огни № 11 - 1970

Н. Д. БАРАНОВА ««Мой ««реализм»» был совсем другой...»» (М. Горький и Вс. Иванов) Проблемы стилевого многообразия совет­ ской литературы и творческой индивидуаль­ ности художника за последние годы приобре­ ли в нашем литературоведении и критике особую актуальность. Значительным вкладом в их решение стали, например, такие трудь*: третий том академической «Теории литерату­ ры» («Наука», М., 1965); сборник «Худо­ жественный метод и творческая индивиду­ альность писателя» («Наука», М., 1964), со­ ставленный на основе материалов симпозиу­ ма советских и чехословацких ученых; моно­ графия А. Н. Соколова «Теория стиля» («Ис­ кусство», М., 1968); работы М. Б. Храпченко о творческой индивидуальности и литератур­ ном процессе. Хотя названные вопросы привлекают к себе пристальное внимание уже 10—15 лет, однако изучение конкретного содержания стилевого богатства нашей литературы на основе единого творческого метода только еще начинается. Плодотворности - решения современных проблем способствует обраще­ ние к фактам истории советской литературы. Особая роль здесь, естественно, принадлежит новым материалам и документам. Большой интерес представляет сборник, вышедший к 75-летию со дня рождения из­ вестного советского прозаика Вс. Иванова, чья личная и творческая биография нераз­ рывно связана с сибирским краем. Он вклю­ чает в себ5< переписку Вс. Иванова с М. Горь­ ким, страницы из многочисленных дневников и записных книжек писателя, отрывки из не­ опубликованных художественных произведе­ ний1. Книга, составленная Т. В. Ивановой и К- Г. Паустовским, вместе с недавно вышед­ шими воспоминаниями Т. В. Ивановой* 2), приоткрывает много новых сторон в глубоко своеобразном облике Вс. Иванова. • Вс. И в а н о в . Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. «Советский пи­ сатель», М., 1969, 446 стр. 2 «Волга», 1970, 1-2. Записные книжки и дневники, значитель­ ная часть которых до сих пор была неиз­ вестна читателю, дают возможность загля­ нуть в «тайное тайных» большого мастера художественного слова — его творческую лабораторию. Книга показывает писателя и с несколько неожиданной стороны — как ин­ тересного теоретика литературы: его мысли о художественном творчестве, приемах пи­ сательского искусства носят характер тща­ тельно продуманной теории. Сборник содержит также богатый мате­ риал, позволяющий непосредственно наблю­ дать, как протекал сложный процесс форми­ рования художественной самобытности Ива­ нова, видеть напряженный, порою драмати­ ческий путь его поисков стиля, становление эстетических воззрений. Этот процесс осо­ бенно ярко и многосторонне запечатлен в переписке Иванова с Горьким1. Значение пе­ реписки выходит за пределы круга вопросов, связанных с творческой биографией Ивано­ ва. Подробно раскрывая творческие взаимо­ связи основоположника социалистического реализма с одним из крупных представите­ лей первого поколения советских писателей, она пополняет собою число конкретных при­ меров, демонстрирующих становление совет­ ской литературы как искусства, многообраз­ ного в своих стилевых проявлениях. Характер взаимоотношений Горького с 1 Лишь немногие письма Горького Иванову со­ держит тридцатитомное собрание его сочинений. Письма Иванова Горькому впервые увидели свет на страницах журнала «Новый мир» (1965, № 11), где была опубликована двусторонняя переписка художников. В сборнике, подготовленном Т. В. Ива­ новой и К. Г. Паустовским, эпистолярные связи Горького и Иванова представлены в наиболее полном виде. Здесь впервые напечатано интерес­ ное письмо Горького Иванову от 8 ноября 1927 го­ да и свыше десяти неизвестных • ранее писем Иванова. Досадным недочетом издания является отсут­ ствие в нем комментариев и, прежде всего, чет­ ких указаний на то, какие из его материалов пуб­ ликуются впервые. Это несколько снижает науч­ ное значение, которое, безусловно, имеет сборник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2