Сибирские огни № 11 - 1970
Н. Д. БАРАНОВА ««Мой ««реализм»» был совсем другой...»» (М. Горький и Вс. Иванов) Проблемы стилевого многообразия совет ской литературы и творческой индивидуаль ности художника за последние годы приобре ли в нашем литературоведении и критике особую актуальность. Значительным вкладом в их решение стали, например, такие трудь*: третий том академической «Теории литерату ры» («Наука», М., 1965); сборник «Худо жественный метод и творческая индивиду альность писателя» («Наука», М., 1964), со ставленный на основе материалов симпозиу ма советских и чехословацких ученых; моно графия А. Н. Соколова «Теория стиля» («Ис кусство», М., 1968); работы М. Б. Храпченко о творческой индивидуальности и литератур ном процессе. Хотя названные вопросы привлекают к себе пристальное внимание уже 10—15 лет, однако изучение конкретного содержания стилевого богатства нашей литературы на основе единого творческого метода только еще начинается. Плодотворности - решения современных проблем способствует обраще ние к фактам истории советской литературы. Особая роль здесь, естественно, принадлежит новым материалам и документам. Большой интерес представляет сборник, вышедший к 75-летию со дня рождения из вестного советского прозаика Вс. Иванова, чья личная и творческая биография нераз рывно связана с сибирским краем. Он вклю чает в себ5< переписку Вс. Иванова с М. Горь ким, страницы из многочисленных дневников и записных книжек писателя, отрывки из не опубликованных художественных произведе ний1. Книга, составленная Т. В. Ивановой и К- Г. Паустовским, вместе с недавно вышед шими воспоминаниями Т. В. Ивановой* 2), приоткрывает много новых сторон в глубоко своеобразном облике Вс. Иванова. • Вс. И в а н о в . Переписка с А. М. Горьким. Из дневников и записных книжек. «Советский пи сатель», М., 1969, 446 стр. 2 «Волга», 1970, 1-2. Записные книжки и дневники, значитель ная часть которых до сих пор была неиз вестна читателю, дают возможность загля нуть в «тайное тайных» большого мастера художественного слова — его творческую лабораторию. Книга показывает писателя и с несколько неожиданной стороны — как ин тересного теоретика литературы: его мысли о художественном творчестве, приемах пи сательского искусства носят характер тща тельно продуманной теории. Сборник содержит также богатый мате риал, позволяющий непосредственно наблю дать, как протекал сложный процесс форми рования художественной самобытности Ива нова, видеть напряженный, порою драмати ческий путь его поисков стиля, становление эстетических воззрений. Этот процесс осо бенно ярко и многосторонне запечатлен в переписке Иванова с Горьким1. Значение пе реписки выходит за пределы круга вопросов, связанных с творческой биографией Ивано ва. Подробно раскрывая творческие взаимо связи основоположника социалистического реализма с одним из крупных представите лей первого поколения советских писателей, она пополняет собою число конкретных при меров, демонстрирующих становление совет ской литературы как искусства, многообраз ного в своих стилевых проявлениях. Характер взаимоотношений Горького с 1 Лишь немногие письма Горького Иванову со держит тридцатитомное собрание его сочинений. Письма Иванова Горькому впервые увидели свет на страницах журнала «Новый мир» (1965, № 11), где была опубликована двусторонняя переписка художников. В сборнике, подготовленном Т. В. Ива новой и К. Г. Паустовским, эпистолярные связи Горького и Иванова представлены в наиболее полном виде. Здесь впервые напечатано интерес ное письмо Горького Иванову от 8 ноября 1927 го да и свыше десяти неизвестных • ранее писем Иванова. Досадным недочетом издания является отсут ствие в нем комментариев и, прежде всего, чет ких указаний на то, какие из его материалов пуб ликуются впервые. Это несколько снижает науч ное значение, которое, безусловно, имеет сборник.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2