Сибирские огни № 11 - 1970
спрашивает он Рыльникова,— кто мешает мне создать вот такую школу, где человек учится понимать человека?», И сам же от вечает: «Мешает сам колхозник... Колхозни ка много лет учили: не лезь с суконным ры лом в калашный ряд. Он видел, что в на ших снежных местах кукуруза не растет, ему приказывали: «Сей, не смей перечить!» Он понимал, что резать стельных коров на мясо преступно, его заставляли: режь, не возражай лишка! И он перестал возражать, заодно соображать и чем-либо интересо ваться... пусть у начальства голова болит... Окаменели, не. уколупнешь, взорвать нуж но. Нужен запал... нужно, чтоб отзывались, чтоб возражали, чтоб... хватались за груд ки...». Для такого «запала» и необходимы, по мнению Густерина, люди типа Рыльникова. пусть даже прошедшие через неимоверную путаницу заблуждений, люди, которые в ко нечном итоге псумогли бы — не будем гово рить. какой ценой,— одолеть гипноз духов ного иждивенчества и обрести внутреннее право на раскованную от предрассудков ка кой бы то ни было веры самостоятельную мысль. Рустерин чутьем коммуниста и бы валого человека понял это и искренне по советовал Рыльникову: «Послушайте, очень нужен человек с независимым характером. Оставайтесь» Человек с независимым характером... Где он только не нужен! Но сколько сил. энергии, терпения, такта и воли требуется от старших по возрасту, положению, долж ности и званию, чтобы такого человека вы растить, не проглядеть его, не дать ему сломиться под тяжестью закравшихся в его душу сомнений, предостеречь от того, что бы независимость характера не выродилась в сумасбродство. И сколько еще у нас не предупрежденных своевременно драм, про исходящих именно с человеком независимо го характера. Вспомните хотя бы судьбу Насти Сыроегиной («Подёнка — век корот кий» В. Тендрякова), Володи Харламова («Невеста» А. Чаковского), Дмитрия Плато ва («Повесть о журналисте» В. Сердюка). Разве пережитое ими не» могло быть пре дупреждено, вмешайся з их жизнь человек умный и добрый, с чутким сердцем ком муниста? И заботой о необходимости этого свое временного вмешательства в судьбы молодых людей с задатками независимого характе ра проникнуты произведения Ю. Бондаре ва, А Ананьева и В. Тендрякова. Каждый из них по-своему предупреждает о тех з а- м и н и р о в а н н ы х п о л я х , которые мо гут встретиться на жизненном пути наших сыновей — молодых, горячих, увлеченных порою какой-либо непроверенной идеей и в увлеченности своей забывающих иногда о поучительном опыте старших поколений.. А игнорировать этот опыт ни в коем случае нельзя Приобщать же к нему молодых обязаны ровесники подполковника Богатен кова Приобщать для того, чтобы не при шлось, подобно отцу Николая Богатенкова, пережить слишком позднего раскаяния. А ведь ему приходится раскаиваться не по тому, что он вообще не занимался воспита нием сына, а потому, что явно недооцени вал в процессе формирования характера сына своего личного, отцовского опыта, ко торый бы так пригодился сыну при столк новении его с Семеном Минаевым... - Интересно, что в переживаниях подпол ковника Богатенкова слышатся знакомые нам мотивы, прозвучавшие в повести Ю. Бондарева «Родственники»,— мотивы протеста против бессмысленного оберегания молодежи от горького опыта истории, опы та отцов. «Я просмотрел его (сына.— Д. Ч.),— горестно размышляет подполков ник Богатенков после случившегося с Ни колаем несчастья,— не научил разбираться в людях... Я знаю и помню то, но я никог да не рассказывал о т о м Николаю. Обе регал? От чего оберегал? От жизни’ От истории?.. Ведь я-то знал, я-то мог ему рассказать прежде, давно, в детстве, я дол жен был раскрыть ему сложность жизни, борьбы, но не сделал это. А теперь он от крыл сам, но какой ценой, какой ценой!» Интересно, что при слиянии этих мотивов объединились голоса представителей двух разных поколений: мысль, терзающая душу подполковника Богатенкова, как бы предвос хищена двадцатилетним героем Ю. Бон дарева Никитой Шапошниковым, упрек ко торого в адрес своей покойной матери при водился нами выше. В «Апостольской командировке» В. Тен дряков, как и во многих прежних своих про изведениях, остро полемичен. И острие ав торской полемики направлено здесь на раз венчивание богоискательских иллюзий, во власти которых оказался Юрий Рыльников. К сожалению, И. Крывелев, автор статьи «Туда и обратно» («Известия» от 27.6.70), понял и истолковал авторскую (позицию в обсуждаемой повести весьма своеобразно,— он обвинил В. Тендрякова в., полной Соли дарности со своим героем. И солидарность эту И. Крывелев увидел в том, будто В. Тен дряков заставляет (!) Юрия Рыльникова повторять «обскурантские фокусы и не толь ко не развенчивает их, а, наоборот, подает, можно сказать, всерьез». И. Крывелев забыл о том, что «Апостоль ская командировка» — не философский трак тат и не публицистическая статья, а худо жественное произведение, и позиция автора в данном случае не только не совпадает с позицией героя, но резко противоположна ей. И. Крывелев увидел в авторе повести чуть ли не проповедника обскурантизма и заполучил, таким образом, право обвинить его в том, в чем тот совсем не виноват: вот, мол, «к религии-то герой повести пришел всерьез, а к атеизму вернулся лишь потому, что захотелось прежней жизни — удобной, приятной и накатанной»... А допустимо ли забывать о том, что по весть написана — от первой до последней строки — от лица Юрия Рыльникова, а не от автора? Это и с п о в е д ь Рыльникова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2