Сибирские огни № 11 - 1970
теля, хорош он или плох». Отсюда и ходя чая обывательская присказка, которую охотно пускают в ход развращенные духов ным иждивенчеством шалопаи: пусть, мол; начальство думает, оно за это деньги полу чает, а нам думать не обязательно, нам за это не платят... И слушают, бывает, шало паев люди серьезные, да только посмеива ются, как будто им страшно весело от та ких шалопаевых присказок. Но шалопаи шалопаями, на них и смот рят в народе как на шалопаев и честь им соответственную воздают. Однако случает ся, что вдруг серьезный человек свихнется и начнет такое выкуролесивать, что добрые люди только ахают да руками разводят,—• с чего бы это, мол, он, бедолага... А бедолага просто прокис в собственном духовном за творничестве, и вместо того чтобы незамет но проветрить залежалые тайники своей ду ши свежим воздухом откровенного общения с единомышленниками, вдруг вообразит, что ему нет места среди них, ибо его могут не понять, осмеять, унизить, и решает пуститься на поиски новых единомышлен ников Подобный духовный вывих показал В. Тендряков в повести «Апостольская ко мандировка» («Наука и религия», 1969, № 8—10) Автор доказал, что терять на шему обществу таких людей, как тридцати двухлетний Юрий Рыльников, слишком на кладно. Да и не просто накладно, но глупо. Подумать только: способный физик, сотруд ник редакции научно-популярного журнала всесоюзного значения, человек переднего края современной науки вдруг убеждается в полной бесполезности своей деятельности и, сломя голову, бросается в неизведанные им дебри религиозного вероучения, мечтая именно в нем найти утраченное равновесие души. Случай с Юрием Рыльниковым, конечно, исключительный и даже парадоксальный, « о В. Тендряков подверг его столь глубоко му художническому анализу, что заставил нас задуматься над причинами, порождаю щими такие весьма болезненные парадоксы. Обращает на себя внимание композицион ное обрамление повести, в котором автор устами своего героя (все произведение вы держано в форме исповеди перед читателя ми) квалифицирует случившееся с ним как «странную болезнь, не признаваемую меди ками»: «Наверное, многие носят ее в себе и не подозревают об этом. У большинства она проходы как легкое недомогание, но порой она жестоко калечит, плодя по све ту духовных инвалидов и самоубийц». Главную причину временной нравствен ной инвалидности своего героя и В. Тен дряков видит в атмосфере духовного иж дивенчества. Есть в повести два эпизодиче ских лица, роль которых в судьбе Юрия Рыльникова убедительно подтверждает эту мысль. При столкновении с одним из них, главным редактором научно-популярного журнала, Рыльников оказался бессильным преодолеть гипноз высокого, хотя и мни мого, авторитета своего начальника. А в единоборство с другим, председателем сель совета Ушатковым, он ринулся, сломя го лову, но без гой моральной поддержки, которая могла бы ему быть оказана в не- состоявшемся конфликте с шефом по ре дакции. В. Тендряков заставляет своего героя в беспощадно остром самоанализе прийти и к такому убеждению, что «быть истово ве рующим можно не обязательно в господа бога, но и в Ушаткова». Иначе говоря, в положении верующего можно оказаться и в том случае, когда ты считаешь себя ате истом, но не выработал в себе духовной самостоятельности, не вменил себе в обя занность думать над решением вопросов, касающихся не только устройства твоего личного бытия, а имеющих общенародное и общегосударственное значение. Из этого убеждения, как его -закономерное следствие, вытекает беспощадный приговор Рыльнико ва его собственным вероисканиям: «...любая вера — глупость. А в наш сложный век глупость уже не просто изъян, сегодня глу пость безнравственна!». Наиболее серьезным оппонентом Рыльни кова, заслужившим с его стороны самое искреннее уважение, выведен в повести председатель колхоза, историк по образова нию, коммунист Густерин. Это он разглядел в Рыльникове рецидивы трусливой обыва тельщины, способной порою докатиться до человеконенавистничества. В итоге застоль ной дискуссии, выслушав все доводы Рыль никова в защиту своих заблуждений, Гу стерин сказал ему: «...вы или человеконена вистник, или путаник... Раз идея конечной цели (за эту идею горячей всего ратовал Рыльников.—Д. Ч.) может вызвать только страх или уныние, то и сам бог неизбежно будет выглядеть эдаким пугалом. Он же и был таким — берегись, покараю!» Но Густерин разглядел в этом заблудив шемся искателе давно найденных .истин и нечто такое, что заставило его вступиться за Рыльникова, когда предсельсовета Ушатков попытался пресечь «злостного мракобеса» средствами административного воздействия. И не только вступиться, но и предложить ему -остаться з селе, не уезжать, так как он нужен здесь, очень нужен, но, разуме ется, не в том качестве, в каком он сюда пожаловал, а в другом, очень необходимом для пробуждения людей от благодушия и равнодушия, для избавления их от духов ного иждивенчества. Вот что рассказывает Густерин Рыльникову о той работе с людь ми, которую ведет он изо дня в день, и о ее результатах: «— Много лет я добивался, чтоб окру жающие люди думали так, как я думаю... Много лет, много сил ушло. Добился, но не того, чтоб стали думать. Стали мне ве рить, смотреть в рот. Раз Валентин Пота- пович говорит, то так тому и быть». Густерин указывает на истоки (к сча стью, ныне постепенно ликвидируемые) по-^ добного благодушия. «Как вы думаете,^’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2