Сибирские огни № 11 - 1970
каждого для понимания жизни свои ипати- ны на пути». Однако ни Егор Ковалев, ни Николай Богатенков не оказались подготовленными к опознанию ипатиных. А Николаю Бога тенкову эта неподготовленность обошлась чуть ли не ценою жизни. Почему? Не по: тому ли, что В коммунизм из книжки «Мало ли что можно верят средне. в книжке намолоть!» Не потому ли, что наставники нашего студенчества, особенно те, которые приоб щают молодежь к мировоззренческим нау кам, не находят (а они есть!) живых иллюстраций к излагаемым ими научным истинам в нашей повседневной жизни и ограничиваются лишь истолкованием вре мен минувших? Не потому ли, что наставники эти впол не удовлетворяются чисто книжными зна ниями своих питомцев и не разжигают у них интереса к поискам связи между науч ными абстракциями и живой практикой на шего общества? Нас должно особенно насторожить то, что Николай Богатенков, подобно Егору Ко валеву и Валерию Грекову,— личность не заурядная, человек мыслящий. И вот этого мыслящего человека без особых усилий сбил с толку хоть и бессильный сотворить былое зло. но коварный и в самом своем бессилии враг кулак-последыш Семен Минаев. Роман А. Ананьева представляет собой анализ причин допущенной Николаем Бо гатенковым ошибки. Начав свою работу «К истории крестьянства», Николай исходит из ложной, по сути своей, антиисториче ской посылки, внушенной ему Минаевым: «...деревня наша, собственно, не развивает ся, не движется вперед... топчется на месте... мужика настоящего в деревне нет: хлебо роба нет, не стало, исчез». Несостоятель ность этой посылки видят все, кроме само го Николая, в том числе и его отец, под полковник Богатенков, которому горько со знавать, что «просмотрел сына». Но осоана- ние этого прискорбного факта не сломило Богатенкова-старшего, а заставило его сроч но наверстывать упущенное. Если сопоставить молодых героев Ю. Бондарева и А. Ананьева и присталь нее вглядеться в каждого из них, чтобы вы явить общий для всех изъян в их мировос приятии, то изъяном этим придется назвать отсутствие у них должной твердости и не зависимости характера. В какой-то мере это естественно для двадцатилетних, но ес ли вспомнить, что Аркадий Гайдар в свои шестнадцать лет уже командовал полком, то невольно вздыхаешь вслед за подполков ником Богатенковым: «...как медленно взрослеет нынешняя молодежь». В самом деле, взгляните на наиболее са мостоятельного из упомянутых выше моло дых героев, на Егора Ковалева, выросшего отнюдь не в тепличных условиях, и первое, что бросится вам в глаза,— это излишняя горячность, выражаемая, однако, про себя. «Либералы, ушехлопы, мы сами растим ху лиганов и убийц!» — возмущается в мыслях .Егор во время летучки в кабинете началь ника отделения подполковника Богатенкова, однако вслух не произносит ни слова. И это Не от трусости и не от привычки к дисцип линированности, а от неуверенности в сво ей правоте, не дающей ему необходимой решимости для высказывания своих столь категоричных суждений. А неуверенность в своей правоте не есть что-то врожденное, она обычно следствие привычки надеяться на старшего по возрасту, по положению, по должности, привычки, незаметно формируе мой в тех условиях, когда авторитет стар шего вполне заслужен его добрыми Делами и молодежь привыкает в е р и т ь ему во всем, полагаться на него и, таким образом, незаметно отучается думать и решать что- либо самостоятельно. Так возникает у мо лодых настроение духовного иждивенчества, очень опасное для них настроение. И непро стительное для старших, которые не заме чают его. Убежденность Валерия Грекова в том, что «все само собой придет к лучшему»,— плод именно этого настроения. В том, что Николай Богатенков так скоро отказался, под влиянием Минаева, от заветной темы об эпохе Петра и ухватился за совсем не знакомую ему тему,— отчетливо просмат ривается то же духовное иждивенчество. Егор Ковалев в значительно меньшей мере подвержен этому настроению, но и ему приходится преодолевать именно его отго лоски Кстати, устами Егора Ковалева А. Анань ев называет некоторые источники, что от равляют миазмами иждивенчества нашу молодежь. Вот Егор со своей женой Шурой •выходят из кинотеатра, где они только что просмотрели довольно скучный фильм, и Егор говорит жене: «...беда, Шура, не в том, что фильм скучный. Получается так: народ — ничто, а все зависит "от председа теля, хорош он или плох. А дело-то ведь не только в председателе— каждый человек на своем месте должен быть хорошим, и от того, как он выполняет порученное ему, с каким чувством ответственности, с каким желанием, старанием или равнодушием, за висит общее благополучие... Все дело в лю дях, в каждом человеке, а не только в од ном плохом или хорошем председателе». И хоть мысль эта сама по себе не нова, она обладает завидным свойством звучать всякий раз по-новому. Ведь как ни при скорбно, но проблема руководителя и мас сы решается порою и в литературе, и в киноискусстве без должного углубления в ее сложную и противоречивую диалектику, поэтому у молодежи — да и не только у мо лодежи — создается иногда противное на шему историческому опыту, нашей идеоло гии и нашей морали представление, будто «народ — ничто, а все зависит от председа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2