Сибирские огни № 11 - 1970
цемерия, сюсюкающей фальши и блудли вого своекорыстия. ^ В чем опасность таких типов, как про фессор Греков? Да в том, что они давно примирились со своим дроедушием, но вся чески тщатся доказать всем, и в первую очередь детям своим, что никакого двоеду шия в них не было и нет, что они всегда бриги вот такими добрыми и покладистыми, готовыми ссудить ближнему десятку или четвертную, ни слова не говоря а сроке возврата долга. А за свою нынешнюю до броту они хотят от окружающих, казалось бы, самую малость — забвения сделанной ими когда-то подлости. Но гак как сами они все-таки не могут забыть своей подлости и в глубине души терзаются ею и страшатся, как бы кто не напомнил им о ней, они изо всех сил ста раются не обострять отношений с окружаю щими, всячески задабривают их, либераль ничают, поступаясь нередко и самыми свя щенными принципами,— словом, делают все, чтобы сохранять хорошую мину при плохой игре. И при этом постоянно ищут оправда ний своему прошлому, и даже находят их в чем-то, обретая тогда внешнюю самоуверен ность тона в общении с ближними; лишь одного продолжают смертельно бояться: как бы их не ведающие тайны взрослые дети не разглядели их подлинное лицо и не потребо вали бы ответа на роковой для них вопрос. В ситуации, запечатленной в повести 10. Бондарева, этот вопрос прозвучал из уст Никиты Нравственное возмездие профессо ру Грекову явилось к нему в образе сына преданной им сестры. Однако профессор Греков нашел в себе силы (и откуда толь ко они взялись у него!) устоять перед пле мянником и даже пойти на него в наступле ние, не предполагая, что жертвой этого на ступления падет его младший сын, Валерий, которому правда об отце оказалась вовсе не безразличной Именно такие, как Вале рий. внешне легкомысленно-взбалмошные, но внутренне чистые и беспомощные, чаше всего и подрываются на заминированных ложью полях. Но самое тревожное в' том, что Ю. Бондарев разглядел в своем юном герое этакую беспечность в отношении к жизни. Послушайте, что и как отвечает Вале рий на занозистые вопросы своего двоюрод ного брата Никиты: «— ...Почему все-таки мы живем рядом с подлецами, знаем, что они подлецы, и считаем, что так нужно?.. — ...Жизнь — амплитуда маятника. Под лецы — и честные. Мерзавцы — и беззащит ные чудаки. Таланты — и бездари. Борют ся, возятся, но уживаются. Так было, так есть. Когда этого не будет, тогда нас не будет... — А как же тогда честным жить? Ка чаться на весах, поплевывая на все?.. Если подлецы почувствуют равновесие, они все гда перевесят... — Братишка, не надо пессимизма, все само собой придет к лучшему... С некото рых пор я создал себе новую религию — совесть. Лично я не делаю подлости. Нико му. И исповедую это. Но это моя совесть. И если каждый так— все образуется». Откуда у двадцатилетнего парня, сту дента исторического факультета, явилось странное пристрастие к толстовской теории непротивления злу? Откуда у него етоль безмятежно-спокойное отношение к подле цам? Ю. Ббндарев дает вполне определен ные ответы на эти вопросы: от беззаботной, обеспеченной жизни, от отсутствия широко го жизненного опыта, от книжных пред ставлений о жизни, сформированных с ми лой помощью и тех наших авторов, кото рые, с упоением толкуя о добре и зле, дол ге, чести и совести, забывают как следует объяснить, что общечеловеческие категории должны пройти через горнило революцион ного опыта рабочего класса, перестраиваю щего жизнь по законам научного комму низма. А Ананьев'в романе «Межа» («Октябрь», 1969, № 11, 12) на примере молодого сле дователя по уголовным делам Егора Кова лева и начинающего историка Николая Бо гатенкова показывает, к каким разочаро ваниям и даже трагическим осложнениям приводит отсутствие строгой классовой мер ки при решении, казалось бы, простейших жизненных вопросов. Егор Ковалев «всегда расследовал дел'а кропотливо, въедливо, и мучился, и сомне вался, особенно когда случалось писать об винительное заключение на человека с на труженными руками». При случайном столк новении со стариком Петром Ипатиным, как раз с «человеком с натруженными руками», Егор Ковалев проникся к нему чувством жалости и готов был ринуться на его за щиту, да помешала смерть Ипатина. Одна ко и после его смерти молодой следователь намерен был бороться за то, чтобы восста новить его доброе имя. Но над многим при шлось задуматься Егору, когда случайно было обнаружено скопленное Ипатиным зо лото. Копил старик для ино й жизни, той, что навсегда ушла после раскулачивания таких, как он. И Егору стало «не по себе оттого, что живут на земле такие люди, как Ипатиа, ходят рядом, жалкие и будто обиженные, и вызывают сострадание, в то время как они не заслуживают этого состра дания» Классовое прозрение пришло к Егору Ковалеву сравнительно легко,— он отделал ся всего-навсего чувством внутреннего сты да перед самим собой, а в душе, мог бы и возблагодарить судьбу за то. что она под сунула ему мертвого стяжателя и кулака в образе труженика. Но любопытен авторский комментарий к акту социального"возмужа- ния своего героя. Оказывается, переживая свое разочарование в Ипатине,, в котором он не сумел разглядеть кулацкой, сути, Егор Ковалев «ругал себя, не подозревая, однако, что все это непременно должно бы ло раньше или позже произойти с ним, как оно происходит с каждым человеком: у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2