Сибирские огни № 11 - 1970
В переживаниях Никиты важны не столь ко возмущение тем, что сотворивший под лость живет преспокойно, ничуть не тер заясь совестью, сколько мысленный упрек, адресованный покойной матери: «...почему она никогда не вспоминала пятнадцать лет своей жизни? От чего она меня охраняла? Нет, мама, не надо было меня охранять. Я все понял бы, мама...» Остро психологическая повесть Ю. Бон дарева направлена на то, чтобы вскрыть всю неприглядность еще живучей среди на ших людей старшего поколения ложной тен денции к замалчиванию неприятней, порой лично для них, правды, что писателем воз ведено в степень тяжкого нравственного преступления, и потому страсти противо борствующих сторон накалены в повести до предела. Но разве в жизни не случаются весьма острые конфликты, вспышка кото рых объясняется все той же попыткой стар ших скрыть от детей вроде бы и безобид ную, а на поверку оказывающуюся весьма болезненной для сына или дочери правду? А какой травмой обрушивается на юную душу такое слишком позднее приобщение к истинной правде,— известно лишь тем, кто носит эту травму в себе долгие годы. Вот против такого ненужного охранения взрослых детей от неприятной, а порою и страшной для них, правды, способной при некоторых обстоятельствах обернуться не поправимой трагедией, и протестует в своей повести Ю. Бондарев. При этом писатель осуждает не только непосредственного вш новника «гнусной истории», профессора Гре кова, но и заставляет наиболее близкого себе героя, Алексея Грекова, вынести об винительный самоприговор. Трагедия Алек сея, прекрасно знавшего всю эту мерзкую «историю», сотворенную отцом, но убеж денного в том, что Валерий, младший его брат по отцу, не должен знать о ней ни чего, потому что он-де может не вынести ее, усугубляется еще и тем, что он считает себя лично виновным в случившемся с Ва лерием и Никитой, хотя вина-то его, по со вести говоря, весьма и весьма относительна. Но именно этой относительности и не прощает себе Алексей. Не прощает и не мо жет простить собственной нерешительности и мягкотелости, с которой, кстати, он не сумел расстаться и после того, как произо шло непоправимое с Валерием и Никитой. Алексей и тогда оказывается неспособным на истинно мужской разговор с убитым искренним горем старым отцом, отлично по нимая. что подобный разговор уже ни к че му, кроме новой трагедии, не приведет. Но все-таки, хоть и в очень мягкой форме, он пытается разъяснить отцу главную причину случившегося несчастья: «— Разве дело в прошлом, отец? Нет. Наверно, им (Валерию и Никите.— Д. Ч.) неважно было, когда все произошло между тобой и Верой Лаврентьевной (сестрой про фессора Грекова.— Д. Ч .)— двадцать лет назад или вчера. А потом остались, отец, з а м и н и р о в а н н ы е поля , извини за сравнение. И они пошли по ним. А я не успел, хотя мне_ нужно было первым раз минировать. А я не успел, не смог их пре дупредить...» (Разрядка моя.—Д. Ч.). Ю. Бондарев за это «не успел, не смог» и отдает своего героя под суд собственной совести, выводя его таким образом и на суд читателей. Почему, спрашивается, не успел? Потому ли. что понадеялся на вы держку Никиты, совершенно не зная его душевных качеств? Или потому, что не был уверен в крепости нервов Валерия? Скорее всего потому, что не предполагал и не мог предположить: вся эта история обернется непоправимой бедой. Не предполагал же потому, что мысль об .оставшихся в прош лом «заминированных полях» никогда до этого не приходила ему в голову. А посему и не возникало непреодолимого желания разминировать опасные для младшего брата переходы к здоровой духовной зрелости. За это и поплатился Алексей жестокими терзаниями своей совести. Повесть Ю. Бондарева, может быть, и не заслуживала бы самого пристального внимания читателей и не вызвала бы у нас стремления к некоторым обобщениям, если бы ее автор не сделал одной оговорки, кото рая придала повести необходимое гумани стическое звучание. «Все мы,— говорит Ни ките Алексей,— на этой земле родственники, дорогой брат, только иногда утрачиваем зов крови. Ясно? И это нас освобождает от многого, к сожалению и к несчастью». Все мы на этой земле родственники... Эта мысль навеяна Алексею Грекову вовсе не православно-христианской моралью,— она' возникла под влиянием новейших взле тов современного научно-технического про* гресса, когда, по словам одного из персона жей романа Н. Шундика «В стране синео кой», стало особенно «тревожно за весь земной шарик. Такой он стал маленький, хрупкий... одно неосторожное движение — и посыплются осколки». В этих условиях вся кий, кто серьезно озабочен завтрашним днем «земного шарика», острее ощущает за висимость своей индивидуальной судьбы от судеб своего народа и всего человечества и настойчивей ищет в окружающих те родст венные струны, что так необходимы всем людям доброй воли, чтобы противопоставить свою решимость в борьбе за жизнь сеятелям разрушений и смерти. Авторская мысль Ю. Бондарева и бьется над решением одной из животрепещущих проблем нашего общества — над поисками таких взаимоотношений между старшими и младшими, которые исключали бы безраз личие и равнодушие и строились на началах взаимного доверия и взаимной ответствен ности за судьбы друг друга. А такие вза имоотношения возникают лишь тогда, когда отцы заботятся не только о том, чтобы создать детям все необходимые материаль ные условия для нормального физического развития, но и о том, чтобы привить им нравственный иммунитет против подлого ли- П Сибирские огни № II 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2