Сибирские огни № 11 - 1970
ми требованиями эпохи Академгородок, ра но или поздно, возник бы. Другое дело (и в этом огромнейшая за слуга М. А. Лаврентьева и его коллег), что они заложили в свое детище все ростки но вого, самого прогрессивного. Первым принципом, которому должны были отвечать формируемые здесь институ ты — в Новосибирск должны были пере ехать не отдельные ученые, а целые науч ные школы. Только при этом условии мож но было, не теряя времени, развернуть фун даментальные исследования, встать на высо ту требований мировой теоретической мыс ли и экспериментаторского мастерства. Уди вительный факт: за всю историю отечествен ной науки никогда прежде не перемещалось столько научных школ, как это произошло в 1957— 1959 годах. Научная школа выдающегося алгебраис та А. И. Мальцева, чье математическое да рование поражает современников; десятки талантливых ученых из института имени И. В. Курчатова во главе с академиком Г. И. Будкером, чьи эксперименты в области ядерной физики поставили этот молодой коллектив в четверку сильнейших ядерных институтов мира; блестящие плеяды хими ков во главе с академиками Г. К. Бореско- вым, Н. Н. Воронцовым, А. В. Николаевым, геологов и геофизиков во главе с А. А. Трофимуком. В каждой из этих школ, помимо отличи тельного, индивидуального, было много об щего. Прежде всего, они искали решений фундаментальных проблем на стыках наук. В Академгородке нет, пожалуй, ни одной крупной темы, которая бы не выполнялась пятью — шестью научными коллективами: физиками, математиками, химиками, биоло гами, экономистами, социологами. Вторым требованием, которое проводи лось в жизнь при организации Сибирского отделения АН СССР, было то, что внедре нию научных результатов, связанных с про мышленностью, отводилось главенствующее место. Более ста крупных работ еже годно предлагают институты Академгородка промышленности для внедрения. Шестнад цать союзных министерств участвуют сей час в создании целого комплекса конструк торских бюро, опытно-промышленных про изводств, проектных институтов вокруг Ака демгородка. Это прогрессивное начинание, предложенное М. А. Лаврентьевым, являет ся, по оценке специалистов, уникальным. Третья идея, которая закладывалась при организации города науки в Сибири — это кадры. Без молодой смены, без специалис тов высокой квалификации сегодня нельзя решить ни одной крупной народнохозяйст венной задачи. Если прочесть все выступления Михаила Алексеевича в прессе, стенограммы его встреч с общественностью, вы повсюду най дете раздел о подготовке' кадров. Клуб юных техников, физико-математиче ская школа, Всесибирские школьные олим пиады, летний лагерь для победителей кон курсов, новая система обучения студентов в Новосибирском университете, работа сту дентов с третьего курса в лабораториях ака демических институтов под руководством ученых — все это единая, заранее проду манная стратегия в подготовке молодой на учной смены, и, пожалуй, ничему больше М. А. Лаврентьев не уделяет столько внима ния, сколько этому «главнейшему», по его определению, вопросу. — Академгородок — явление планетар ное,— сказал в беседе с журналистами вид нейший математик США Рихард Курант пос ле посещения Новосибирска.— Опыт Совет ского Союза в плане быстрого создания мощного научного центра имеет прогрес сивное значение для всех стран. Вот что официально написал Р. Курант Президенту Академии наук СССР академи ку М. В. Келдышу. «Глубокоуважаемый Президент Келдыш! Возвратившись с симпозиума по диффе ренциальным уравнениям в Новосибирске, я хочу выразить от своего имени, а также от имени Национальной академии в Вашингто не наше огромное удовлетворение той уни кальной возможностью, которую нам пре доставила Советская академия. Все мы были глубоко поражены очень высоким уровнем и важностью научных дос тижений наших советских коллег не только в области собственно математики, но также в области ядерной физики, физики плазмы, вычислительной техники, а также всей сово купности наук, представленных в Новоси бирске. Что касается меня, то создание это го научного центра представляется мне ис торическим актом огромного значения как в научном отношении, так и с точки зрения просвещенности, актом государственной мудрости, задуманным и осуществленным дальновидными, смелыми и мужественными людьми, среди которых я позволяю себе отдать пальму первенства профессору Лав рентьеву. Все мы полны восхищения теми успеха ми и тем духом бескорыстной самоотвер женности, который воодушевляет наших великих советских коллег. Но я не могу также не воздать похвалу в адрес советских молодых людей, чьи науч ные достижения явятся основой дальнейше го развития. Как люди и как не знающие усталости творческие работники они порази ли нас сверх ожидания. Ни изучение литера туры, ни случайные разрозненные визиты не могут установить такое плодотворное, во одушевляющее взаимопонимание, как это сделало недавнее неофициальное событие. Эти две недели в Новосибирске в огромной степени стимулировали желание продол жить м усилить контакты. Мы, ученые, возможно, сможем внести реальный вклад в дело первостепенной важности — достижения мира во всем ми ре путем содействия научному сотрудниче ству, научному и общечеловеческому взаи мопониманию в том духе, который демонст-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2