Сибирские огни № 11 - 1970

ми требованиями эпохи Академгородок, ра­ но или поздно, возник бы. Другое дело (и в этом огромнейшая за­ слуга М. А. Лаврентьева и его коллег), что они заложили в свое детище все ростки но­ вого, самого прогрессивного. Первым принципом, которому должны были отвечать формируемые здесь институ­ ты — в Новосибирск должны были пере­ ехать не отдельные ученые, а целые науч­ ные школы. Только при этом условии мож­ но было, не теряя времени, развернуть фун­ даментальные исследования, встать на высо­ ту требований мировой теоретической мыс­ ли и экспериментаторского мастерства. Уди­ вительный факт: за всю историю отечествен­ ной науки никогда прежде не перемещалось столько научных школ, как это произошло в 1957— 1959 годах. Научная школа выдающегося алгебраис­ та А. И. Мальцева, чье математическое да­ рование поражает современников; десятки талантливых ученых из института имени И. В. Курчатова во главе с академиком Г. И. Будкером, чьи эксперименты в области ядерной физики поставили этот молодой коллектив в четверку сильнейших ядерных институтов мира; блестящие плеяды хими­ ков во главе с академиками Г. К. Бореско- вым, Н. Н. Воронцовым, А. В. Николаевым, геологов и геофизиков во главе с А. А. Трофимуком. В каждой из этих школ, помимо отличи­ тельного, индивидуального, было много об­ щего. Прежде всего, они искали решений фундаментальных проблем на стыках наук. В Академгородке нет, пожалуй, ни одной крупной темы, которая бы не выполнялась пятью — шестью научными коллективами: физиками, математиками, химиками, биоло­ гами, экономистами, социологами. Вторым требованием, которое проводи­ лось в жизнь при организации Сибирского отделения АН СССР, было то, что внедре­ нию научных результатов, связанных с про­ мышленностью, отводилось главенствующее место. Более ста крупных работ еже­ годно предлагают институты Академгородка промышленности для внедрения. Шестнад­ цать союзных министерств участвуют сей­ час в создании целого комплекса конструк­ торских бюро, опытно-промышленных про­ изводств, проектных институтов вокруг Ака­ демгородка. Это прогрессивное начинание, предложенное М. А. Лаврентьевым, являет­ ся, по оценке специалистов, уникальным. Третья идея, которая закладывалась при организации города науки в Сибири — это кадры. Без молодой смены, без специалис­ тов высокой квалификации сегодня нельзя решить ни одной крупной народнохозяйст­ венной задачи. Если прочесть все выступления Михаила Алексеевича в прессе, стенограммы его встреч с общественностью, вы повсюду най­ дете раздел о подготовке' кадров. Клуб юных техников, физико-математиче­ ская школа, Всесибирские школьные олим­ пиады, летний лагерь для победителей кон­ курсов, новая система обучения студентов в Новосибирском университете, работа сту­ дентов с третьего курса в лабораториях ака­ демических институтов под руководством ученых — все это единая, заранее проду­ манная стратегия в подготовке молодой на­ учной смены, и, пожалуй, ничему больше М. А. Лаврентьев не уделяет столько внима­ ния, сколько этому «главнейшему», по его определению, вопросу. — Академгородок — явление планетар­ ное,— сказал в беседе с журналистами вид­ нейший математик США Рихард Курант пос­ ле посещения Новосибирска.— Опыт Совет­ ского Союза в плане быстрого создания мощного научного центра имеет прогрес­ сивное значение для всех стран. Вот что официально написал Р. Курант Президенту Академии наук СССР академи­ ку М. В. Келдышу. «Глубокоуважаемый Президент Келдыш! Возвратившись с симпозиума по диффе­ ренциальным уравнениям в Новосибирске, я хочу выразить от своего имени, а также от имени Национальной академии в Вашингто­ не наше огромное удовлетворение той уни­ кальной возможностью, которую нам пре­ доставила Советская академия. Все мы были глубоко поражены очень высоким уровнем и важностью научных дос­ тижений наших советских коллег не только в области собственно математики, но также в области ядерной физики, физики плазмы, вычислительной техники, а также всей сово­ купности наук, представленных в Новоси­ бирске. Что касается меня, то создание это­ го научного центра представляется мне ис­ торическим актом огромного значения как в научном отношении, так и с точки зрения просвещенности, актом государственной мудрости, задуманным и осуществленным дальновидными, смелыми и мужественными людьми, среди которых я позволяю себе отдать пальму первенства профессору Лав­ рентьеву. Все мы полны восхищения теми успеха­ ми и тем духом бескорыстной самоотвер­ женности, который воодушевляет наших великих советских коллег. Но я не могу также не воздать похвалу в адрес советских молодых людей, чьи науч­ ные достижения явятся основой дальнейше­ го развития. Как люди и как не знающие усталости творческие работники они порази­ ли нас сверх ожидания. Ни изучение литера­ туры, ни случайные разрозненные визиты не могут установить такое плодотворное, во­ одушевляющее взаимопонимание, как это сделало недавнее неофициальное событие. Эти две недели в Новосибирске в огромной степени стимулировали желание продол­ жить м усилить контакты. Мы, ученые, возможно, сможем внести реальный вклад в дело первостепенной важности — достижения мира во всем ми­ ре путем содействия научному сотрудниче­ ству, научному и общечеловеческому взаи­ мопониманию в том духе, который демонст-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2