Сибирские огни № 11 - 1970
вые дымки сигарет и кальяна, звякнули пер вые чашечки кофе, разговоры становятся не принужденными, свободными, постепенно ис чезает дневная суровость, вновь блеснули белозубые улыбки. А вскоре многих сморит сытый сон, иногда прямо здесь же, за обе денным столом. Но это только начало — впереди целый вечер, целая ночь, когда можно утолять и голод, и жажду. Но Рамадан сегодня не только религиоз ный праздник, каким он был когда-то. Если в вечерние или ночные часы вы забредете в район старого города, то увидите неподале ку от какой-нибудь мечети живописное, ве-' селое народное гулянье. Толпы людей заполняют узкие улицы, расцвеченные цепочками цветных лампочек, бумажными цветами и лентами. Ярко осве щена площадь перед мечетью, а сама мечеть иллюминирована так искусно, что ее массив ное здание кажется легким, ажурным, неве сомым. Из репродукторов льются уныло-на певные звуки — стихи Корана. И тут же на площади бойко торгуют разносчики бана нов, апельсинов и неизменного моченого го роха, любимого лакомства детворы. В пере полненных кафе пьют кофе, курят кальян, а кругом звучат арабские мелодии, мелькают разноцветные фонарики в руках молодежи, фокусники пожирают огонь, глотают длин ные кинжалы, бродячие импровизаторы со чиняют песни на заданную тему. Здесь же поют, танцуют и молятся... А кругом едят, пьют, как бы вознаграждая себя за тяжкий дневной пост. Веселое уличное празднество длится да леко за полночь. Под самое утро по улицам пройдут своеобразные глашатаи, один бу дет бить в большой барабан, другой пронзи тельно свистеть на деревянной дудочке, тре тий звенеть бубном. Это сигнал окончания ночного бдения, ибо около пяти часов утра мулла созовет правоверных на молитву, а с первыми лучами солнца прогремит пушеч ный выстрел, возвещающий наступление оче редного дня большого поста. И опять будут сурово сосредоточены ли ца, опять бесконечно долго будет тянуться день без воды, пищи, табака, пока снова не прозвучит столь вожделенный вечерний пу шечный выстрел. Были и другие праздничные дни на чужой земле. Например, Новый год. Европейский Новый год у арабов не счи тается праздником. У них свое исчисление —- по лунному календарю. Лунный месяц ко роче солнечного, и арабский Новый год мо жет оказаться в апреле, июле, ноябре,— сло вом, в любое время года. Но в Египте рабо тает много иностранцев, и местная админи страция, уважая чужие обычаи, предостав ляет им как бы внеплановый отдых в дни их праздников. . Канун Нового года, как всегда и везде, как и у нас, в Ленинграде или Новосибир ске, был полон хозяйственных забот и су еты. Обязанности распределились традици онно. Женщины хлопотали над закусками и сервировкой стола, мужчины захватили ини циативу в «винном вопросе». Наконец, часам к десяти мы все собра лись за праздничным столом. Не была за быта и елка. Очень красивая, очень зеленая, вся в игрушках и украшениях, с сияющей звездой на вершине, она красовалась на... стене, нарисованная на бумаге. Эта ночь, как и всякая новогодняя, была праздничной, радостной, а для нас немнож ко и грустной. Мы вспоминали своих близ ких, фотографии которых стояли на столе у наших приборов, пили за их здоровье, ко нечно, вспоминали снег и русские березки, и, глядя на розы, вспоминали смолистый за пах елки... А среди всех гастрономических чудес, над которыми целый день колдовали женщины, мы дружно отдавали предпочте ние картошке в мундире. И вдруг мне нестерпимо захотелось до мой. Я представил себе солнечный мороз ный день, пышную паутину инея на деревь ях сада, что напротив моего дома, скрип, сне га под ногами, морозный румянец на лицах прохожих. Да! Только здесь, только находясь дале ко от дома, по-настоящему начинаешь по нимать, почему слово - Родина пишется с большой буквы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2