Сибирские огни № 11 - 1970

вые дымки сигарет и кальяна, звякнули пер­ вые чашечки кофе, разговоры становятся не­ принужденными, свободными, постепенно ис­ чезает дневная суровость, вновь блеснули белозубые улыбки. А вскоре многих сморит сытый сон, иногда прямо здесь же, за обе­ денным столом. Но это только начало — впереди целый вечер, целая ночь, когда можно утолять и голод, и жажду. Но Рамадан сегодня не только религиоз­ ный праздник, каким он был когда-то. Если в вечерние или ночные часы вы забредете в район старого города, то увидите неподале­ ку от какой-нибудь мечети живописное, ве-' селое народное гулянье. Толпы людей заполняют узкие улицы, расцвеченные цепочками цветных лампочек, бумажными цветами и лентами. Ярко осве­ щена площадь перед мечетью, а сама мечеть иллюминирована так искусно, что ее массив­ ное здание кажется легким, ажурным, неве­ сомым. Из репродукторов льются уныло-на­ певные звуки — стихи Корана. И тут же на площади бойко торгуют разносчики бана­ нов, апельсинов и неизменного моченого го­ роха, любимого лакомства детворы. В пере­ полненных кафе пьют кофе, курят кальян, а кругом звучат арабские мелодии, мелькают разноцветные фонарики в руках молодежи, фокусники пожирают огонь, глотают длин­ ные кинжалы, бродячие импровизаторы со­ чиняют песни на заданную тему. Здесь же поют, танцуют и молятся... А кругом едят, пьют, как бы вознаграждая себя за тяжкий дневной пост. Веселое уличное празднество длится да­ леко за полночь. Под самое утро по улицам пройдут своеобразные глашатаи, один бу­ дет бить в большой барабан, другой пронзи­ тельно свистеть на деревянной дудочке, тре­ тий звенеть бубном. Это сигнал окончания ночного бдения, ибо около пяти часов утра мулла созовет правоверных на молитву, а с первыми лучами солнца прогремит пушеч­ ный выстрел, возвещающий наступление оче­ редного дня большого поста. И опять будут сурово сосредоточены ли­ ца, опять бесконечно долго будет тянуться день без воды, пищи, табака, пока снова не прозвучит столь вожделенный вечерний пу­ шечный выстрел. Были и другие праздничные дни на чужой земле. Например, Новый год. Европейский Новый год у арабов не счи­ тается праздником. У них свое исчисление —- по лунному календарю. Лунный месяц ко­ роче солнечного, и арабский Новый год мо­ жет оказаться в апреле, июле, ноябре,— сло­ вом, в любое время года. Но в Египте рабо­ тает много иностранцев, и местная админи­ страция, уважая чужие обычаи, предостав­ ляет им как бы внеплановый отдых в дни их праздников. . Канун Нового года, как всегда и везде, как и у нас, в Ленинграде или Новосибир­ ске, был полон хозяйственных забот и су­ еты. Обязанности распределились традици­ онно. Женщины хлопотали над закусками и сервировкой стола, мужчины захватили ини­ циативу в «винном вопросе». Наконец, часам к десяти мы все собра­ лись за праздничным столом. Не была за­ быта и елка. Очень красивая, очень зеленая, вся в игрушках и украшениях, с сияющей звездой на вершине, она красовалась на... стене, нарисованная на бумаге. Эта ночь, как и всякая новогодняя, была праздничной, радостной, а для нас немнож­ ко и грустной. Мы вспоминали своих близ­ ких, фотографии которых стояли на столе у наших приборов, пили за их здоровье, ко­ нечно, вспоминали снег и русские березки, и, глядя на розы, вспоминали смолистый за­ пах елки... А среди всех гастрономических чудес, над которыми целый день колдовали женщины, мы дружно отдавали предпочте­ ние картошке в мундире. И вдруг мне нестерпимо захотелось до­ мой. Я представил себе солнечный мороз­ ный день, пышную паутину инея на деревь­ ях сада, что напротив моего дома, скрип, сне­ га под ногами, морозный румянец на лицах прохожих. Да! Только здесь, только находясь дале­ ко от дома, по-настоящему начинаешь по­ нимать, почему слово - Родина пишется с большой буквы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2