Сибирские огни № 11 - 1970

ми парусами. На них можно совершить не­ спешную прогулку по Нилу. Все это для туристов. А за набережной — узенькие улочки взби­ раются в гору. В запутанном переплетении переулков — своя жизнь. Там свои магазины, лавчонки, зеленый базарчик, свои кафе. Там не проедет ни одна машина, там тележки, запряженные осликами. Там улицы покрыты не асфальтом, а пылью. Туда туристы не за­ ходят даже раДи экзотики. Миновав последние дома, машина вышла на шоссе. Мой спутник, Николай Петрович, инже-. нер, один из руководителей строительства. Вернее, я его спутник. Как тень, я сопровож­ даю его повсюду. — Так вы больше увидите на строитель­ стве,— сказал он мне после нашего знаком­ ства. Дела, которые привели меня в Асу­ ан, к тому времени были уже закончены, и я с благодарностью принял любезное предло­ жение. Вот и старая плотина. Даже моему не­ опытному глазу видно, что она маленькая по современным масштабам, словно игрушеч­ ная. — Это первое ирригационное сооружение в стране,— поясняет мой спутник,— и хотя построено сравнительно недавно, всего ка­ ких-нибудь полсотни лет назад, уже безна­ дежно отстало от жизни. Главные экономи­ ческие задачи решать ей не под силу. А они огромны, эти задачи: оросить новые земли, зарегулировать уровень Нила на огромном протяжении, отсюда и до самого моря, дать дешевый ток... Вот потому-то и строится но­ вая высотная плотина. Возле самой плотины, среди голых при­ брежных камней — крохотный оазис: не­ сколько домиков, спрятавшихся среди густой зелени и цветов. Раньше здесь жили инже­ неры-иностранцы. Теперь — обслуживающий персонал электростанции и плотины. Еще 2—3 километра пути и.. Как мираж, как сказочное видение, встают из воды бла­ городные каменные линии. Кблонны, стены, портик, пилоны. Это полузатопленные храмы острова Филе. В декабре, когда водохрани­ лище наполняется водой, с каждым днем все глубже и глубже погружаются они в во­ ду, чтобы в мае, когда будет' сброс воды, снова подняться и предстать во всей своей красе. И так из года в год... У подножия горы стройные ряды четырех­ этажных, современных, новеньких — с иго­ лочки — домов Целый городок. — Это поселок строителей высотной пло­ тины,— слышу я объяснение,— здесь живет много наших. Отличные дома, квартиры со всеми удоб­ ствами, с газом, с кондиционированным воз­ духом. Пока этот городок еще стоит на голой раскаленной каменистой площадке. Но хруп­ кие веточки посажены повсюду. Малыши ухаживают за ними, заботливо поливают: ведь на дождь рассчитывать не приходится, он бывает здесь раз в три-четыре года, а климат благодатный, дай только воду. Асфальтовая лента вьется все выше. До Сад-эль-Али, места самого строительства, путь недалек — всего несколько километров, но тут ты оказываешься словно в другой ге­ ологической эпохе, в мире первозданного хаоса. В сторону от дороги не пройти и трех шагов, такое невероятное нагромождение ва­ лунов и глыб всех форм и размеров. Дорога круто спускается вниз, и мы въезжаем на громадную площадку, окру­ женную высоченными гранитными стенами. Поражает обилие всевозможных машин, оглушает грохот камней и рев моторов, ослепляет пыль. Десятки бульдозеров расчи­ щают каменные завалы, мощные самосвалы натужно ревут моторами, повсюду работают буровые установки, экскаваторы забирают в свои могучие челюсти многотонные глыбы гранита. И как приятно видеть на всех этих богатырях нашу советскую марку. Мы спускаемся в наклонный тоннель. Кругом арматура, трубы, рельсы, вагонетки, паутина проводов, вспышки электросварки, и от всего этого- огромный тоннель кажется тесным. Он уходит вниз, в глубь гранитного берегового монолита. В теле его, там, дале­ ко внизу, вырубается помещение для самой электростанции. Сначала мне казалось, что мы ходим без определенной цели, но по встречам, вопро­ сам, указаниям, которые дает Николай Пе­ трович, понимаю, что это обычный его мар­ шрут. Разговоры короткие, деловые, вопросы точные, сжатые. Арабские рабочие, к кото­ рым он- обращается по-арабски, пытаются отвечать ему по-русски. — Нелегко им было поначалу. Но посте­ пенно втянулись в ритм стройки, уж больна хорошие примеры кругом — наши работяги. А там, глядишь, и специальность получена, и заработок прибавился. Теперь отлично ра­ ботают! И вот мы уже на берегу. Здесь строится сама плотина. У дороги большой щит — лозунг на двух языках: «До перекрытия осталось 52 дня». И, глядя на быстрое, мощное течение Нила, я думаю: какая же нужна гигантская сила, чтобы сдержать этот исполинский напор. Если пирамиду Хеопса строили 20 лет 100 тысяч рабов, то вздумай тогда, в те да­ лекие времена, какой-нибудь фараон постро­ ить такую вот плотину, как Асуанская, ему понадобилось бы 320 лет и полтора милли­ она рабочих... А самосвалы все шли и шли, и, казалось, жадности Нила не будет конца... Очередное .совещание русских и арабских инженеров происходит в маленьком, наско­ ро сколоченном домике, у самого обрыва огромного котлована. Я жду своего спутни­ ка и смотрю на стройку с высоты птичьего полета. Ленточка плотины Тянется через Нил. Она узенькая, эта ленточка камня, но я уже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2