Сибирские огни № 11 - 1970
ми парусами. На них можно совершить не спешную прогулку по Нилу. Все это для туристов. А за набережной — узенькие улочки взби раются в гору. В запутанном переплетении переулков — своя жизнь. Там свои магазины, лавчонки, зеленый базарчик, свои кафе. Там не проедет ни одна машина, там тележки, запряженные осликами. Там улицы покрыты не асфальтом, а пылью. Туда туристы не за ходят даже раДи экзотики. Миновав последние дома, машина вышла на шоссе. Мой спутник, Николай Петрович, инже-. нер, один из руководителей строительства. Вернее, я его спутник. Как тень, я сопровож даю его повсюду. — Так вы больше увидите на строитель стве,— сказал он мне после нашего знаком ства. Дела, которые привели меня в Асу ан, к тому времени были уже закончены, и я с благодарностью принял любезное предло жение. Вот и старая плотина. Даже моему не опытному глазу видно, что она маленькая по современным масштабам, словно игрушеч ная. — Это первое ирригационное сооружение в стране,— поясняет мой спутник,— и хотя построено сравнительно недавно, всего ка ких-нибудь полсотни лет назад, уже безна дежно отстало от жизни. Главные экономи ческие задачи решать ей не под силу. А они огромны, эти задачи: оросить новые земли, зарегулировать уровень Нила на огромном протяжении, отсюда и до самого моря, дать дешевый ток... Вот потому-то и строится но вая высотная плотина. Возле самой плотины, среди голых при брежных камней — крохотный оазис: не сколько домиков, спрятавшихся среди густой зелени и цветов. Раньше здесь жили инже неры-иностранцы. Теперь — обслуживающий персонал электростанции и плотины. Еще 2—3 километра пути и.. Как мираж, как сказочное видение, встают из воды бла городные каменные линии. Кблонны, стены, портик, пилоны. Это полузатопленные храмы острова Филе. В декабре, когда водохрани лище наполняется водой, с каждым днем все глубже и глубже погружаются они в во ду, чтобы в мае, когда будет' сброс воды, снова подняться и предстать во всей своей красе. И так из года в год... У подножия горы стройные ряды четырех этажных, современных, новеньких — с иго лочки — домов Целый городок. — Это поселок строителей высотной пло тины,— слышу я объяснение,— здесь живет много наших. Отличные дома, квартиры со всеми удоб ствами, с газом, с кондиционированным воз духом. Пока этот городок еще стоит на голой раскаленной каменистой площадке. Но хруп кие веточки посажены повсюду. Малыши ухаживают за ними, заботливо поливают: ведь на дождь рассчитывать не приходится, он бывает здесь раз в три-четыре года, а климат благодатный, дай только воду. Асфальтовая лента вьется все выше. До Сад-эль-Али, места самого строительства, путь недалек — всего несколько километров, но тут ты оказываешься словно в другой ге ологической эпохе, в мире первозданного хаоса. В сторону от дороги не пройти и трех шагов, такое невероятное нагромождение ва лунов и глыб всех форм и размеров. Дорога круто спускается вниз, и мы въезжаем на громадную площадку, окру женную высоченными гранитными стенами. Поражает обилие всевозможных машин, оглушает грохот камней и рев моторов, ослепляет пыль. Десятки бульдозеров расчи щают каменные завалы, мощные самосвалы натужно ревут моторами, повсюду работают буровые установки, экскаваторы забирают в свои могучие челюсти многотонные глыбы гранита. И как приятно видеть на всех этих богатырях нашу советскую марку. Мы спускаемся в наклонный тоннель. Кругом арматура, трубы, рельсы, вагонетки, паутина проводов, вспышки электросварки, и от всего этого- огромный тоннель кажется тесным. Он уходит вниз, в глубь гранитного берегового монолита. В теле его, там, дале ко внизу, вырубается помещение для самой электростанции. Сначала мне казалось, что мы ходим без определенной цели, но по встречам, вопро сам, указаниям, которые дает Николай Пе трович, понимаю, что это обычный его мар шрут. Разговоры короткие, деловые, вопросы точные, сжатые. Арабские рабочие, к кото рым он- обращается по-арабски, пытаются отвечать ему по-русски. — Нелегко им было поначалу. Но посте пенно втянулись в ритм стройки, уж больна хорошие примеры кругом — наши работяги. А там, глядишь, и специальность получена, и заработок прибавился. Теперь отлично ра ботают! И вот мы уже на берегу. Здесь строится сама плотина. У дороги большой щит — лозунг на двух языках: «До перекрытия осталось 52 дня». И, глядя на быстрое, мощное течение Нила, я думаю: какая же нужна гигантская сила, чтобы сдержать этот исполинский напор. Если пирамиду Хеопса строили 20 лет 100 тысяч рабов, то вздумай тогда, в те да лекие времена, какой-нибудь фараон постро ить такую вот плотину, как Асуанская, ему понадобилось бы 320 лет и полтора милли она рабочих... А самосвалы все шли и шли, и, казалось, жадности Нила не будет конца... Очередное .совещание русских и арабских инженеров происходит в маленьком, наско ро сколоченном домике, у самого обрыва огромного котлована. Я жду своего спутни ка и смотрю на стройку с высоты птичьего полета. Ленточка плотины Тянется через Нил. Она узенькая, эта ленточка камня, но я уже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2