Сибирские огни № 11 - 1970
американского балета; традиционный клас сический балет и балет-модерн всех направ лений и на все вкусы; крупные коллективы и, концертные группы — кого только не ви дели каирские любители балета. Совершенно особую страницу истории от крыл в Каире советский балет, впервые при ехавший в страну уже после египетской ре волюции. Балет Большого театра, ленинградского театра им. Кирова, наконец, молодой ново сибирский балет буквально покорили серд ца каирских знатоков и балетоманов, вызва ли бурю восторженных рецензий всей еги петской прессы. И, наверно, это победное шествие русской Терпсихоры и привело к решению арабов создать свой национальный классический балет с помощью советских специалистов. Высший каирский балетный институт, так именуется балетная школа, расположился в городке искусств. Здесь разместилась та кая же молодая консерватория, институт прикладного искусства, киноинститут. Это целый комплекс современных зданий, удоб ных, вместительных, хорошо оборудован ных — отличная материальная база для под готовки национальных культурных кадров. Много было волнений, особенно на пер вых порах, много трудностей и неожидан ностей встречало небольшую группу совет ских педагогов — хореографов, начиная от негласного, подспудного сопротивления, основанного на религиозных догмах (как это полуобнаженные мальчики и девочки будут не только вместе учиться, но и прика саться друг к другу?!), до злобных выпадов дилетантствующих руководителей частных балетных студий, которых в Каире превели кое множество. В 1962 году новосибирский балет соби рался на гастроли в ОАР. Обдумывая репер туар предстоящей поездки, мы вспомнили, что в Каире недавно организовалась балет ная школа. А что, если использовать араб ских ребятишек в нашем спектакле и, кста ти, привезти в Каир такой балет, который никогда раньше не покидал нашей страны,— «Щелкунчик». Месяца за три до поездки театра я выле таю в Каир, знакомлюсь со школой, а затем ставлю и репетирую все сцены и танцы, где заняты ребятишки. Для школы это был год большого энту зиазма: впервые на сцене, в спектакле, вме сте со взрослыми, настоящими артистами! Это была большая, полезная сценическая практика. И справились со своей задачей ре бятишки отлично. О школе сразу заговорили, она как бы сделала свою первую творческую заявку. А моя дружба с чудесными черноглазы ми ребятишками, дружба крепкая и сердеч ная, продолжалась потом еще целых четыре года, так как вскоре после гастролей театра я был приглашен в Каир уже в качестве ру ководителя школы. У нас установилась традиция — в конце зимнего сезона давать несколько публичных, открытых выступлений балетной школы на сцене оперы, своеобразный годовой отчет. К одному из таких школьных спектаклей мы готовились особо тщательно. Мы стави ли знаменитый классический балет «Шопе- ниана» и «Половецкие пляски». И то и дру гое шло в сопровождении симфонического оркестра — впервые в практике школьных выступлений. «Шопениана» — серьезный творческий эк замен в области классического танца, где требуется не только безукоризненно отточен ная техника исполнения, но и тонкое пони мание стиля, глубокое проникновение в ге ниальную музыку Шопена. «Половецкие пляски» — это вихрь стра сти и темперамента, заключенных в графи чески четкий рисунок танца. Хореографический материал этих произ ведений, особенно «Шопенианы», по своей технической сложности намного превышал уровень знаний наших учащихся, но мы по шли на эксперимент. Это потребовало и от детей, и от нас, педагогов, большого напря жения, дополнительного кропотливого мно годневного труда. Закончив к часу дня ут ренние уроки, в пять-шесть часов вечера мы снова приезжали в школу и занимались этой лабораторной работой — по малюсень ким кусочкам, как мозаику, собирая воедино огромный и многосложный танцевальный материал. А сколько волнений было в день премье ры! Чуть ли не с двух часов дня все мы были уже в театре. Последняя подгонка ко стюмов, прически, грим, проверка освещения и декораций, последние советы и напут ствия... День промелькнул незаметно. Все готово! Ждем третьего — последнего звонка, а его все нет и нет. Почему не начинают спектакль? И вдруг разнесся слух, что ждут министра культуры... Экзамен этот нам удалось выдержать с честью. Откровенно говоря, мы не ожидали та кого успеха, такого триумфа. В тот вечер школа получила полное про фессионально-художественное признание. А на следующее утро в одной из столичных газет мы прочли слова, которые звучали, как лучшая награда нашему нелегкому труду: «Вчера мы присутствовали при рождении национального классического балета». Счастливые, возбужденные,' мы поздрав ляем детей после окончания спектакля, да и сами, принимаем поздравления и от зрите лей, которые заполнили все за кулисами, и от дирекции школы, и от министра. Кроме благодарностей и . поздравлений, получаем повышенную дотацию для школы! На площади Оперы пустеет стоянка авто мобилей, и лишь у артистического подъезда да за кулисами театра еще долго не смол кают радостные, возбужденные голоса детей, гордых своей первой большой победой В тот час, когда заканчиваются спектак ли в театре оперы, и любители европейской музыки и классического танца разъезжаются по домам, начинается съезд гостей в кабаре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2