Сибирские огни № 11 - 1970

«оторому ребята и девчонки, порой совсем «езнакомые, пишут так искренне и довер­ чиво: «Мы работали во второй смене. В мастер­ скую вошел наш Борис Иванович, а вслед — Вы, Георгий Сергеевич... Все было друже­ ски-тепло. Теперь я думаю: вот где подлин­ ная человеческая красота! Без подчеркива­ ния своего превосходства, без поучающего тона в разговоре с младшим, все просто и вадушевно...» — Юноше, обдумывающему житье,— говорит профессор, прохаживаясь по каби­ нету,— надо решить вопрос вопросов: каким быть? Да: сильным, мужественным, чест­ ным, умным! Вспомните «Как закалялась сталь», учителей Павки Корчагина. Брат Артем, рабочий. Матрос-большевик Жухрай. Потом комиссары Первой Конной, другие большевики воспитывали его словом и при­ мером. Вот откуда его несокрушимая убеж­ денность и величайшая стойкость... И зря мы не знакомим молодежь вот с этой кни­ гой. Светлая, гордая душа! А ведь ни Вы, ни я за последние десять лет не слышали ни -одной радиопередачи о письмах Николая. А новые поколения подрастают... — Посмотрите,— берет профессор том •Островского: «Речи, статьи, письма»,— золо­ тые россыпи для педагогов! «Тот* день, когда ты оторвешься от коллектива, будет нача­ лом конца». «Кичливость, зазнайство — от индивидуализма. Чем скромнее боец, тем он прекраснее». «Только вперед, только на ли­ нию огня, только через трудности к победе!» -И еще: «Итак, да здравствует упорство! По­ беждают только сильные духом! К черту людей, не умеющих жить полезно, радостно ' •и красиво!» Великолепно? Но идейный противник хо­ чет убедить наших молодых в обратном. Помните слова одного, из лидеров буржуаз­ ного мира: «Мы должны добиться, чтобы у России больше не было ни Гастелло, ни Космодемьянских, ни Матросовых»? Воло­ сатые «хиппи», марихуана, героин, идиотская судорожная музыка, лженоваторский «поп- арт», фильмы ужасов, картины заумных ху­ дожников, журналы с голыми красотками — все для доказательства их «свободы». За­ граничные радиокомментаторы, воркуя, твер­ дят юным: «Ты — раб коммунизма». Тонкая стратегия! Ведь человека, убежденного в том, что он раб, а не творец, легче сокру­ шить. Они ведь тоже кой-чему научились за четверть века после-войны... Профессор ставит в шкаф книгу Остров­ ского. — Нам было легче. Мы росли под кры­ лом у тех, кто делал революцию. Мы видeJ ли: эти люди железной воли, кристальной чистоты, вместе с тем — люди обыкновен­ нейшие. Значит, им можно было подражать. — Но и в наше время героев — легион. — Но мы порой, как бы это сказать... высушиваем цветы. Приходит герой в шко­ лу. Перед ним склоняют пионерские знаме­ на, салют ему. А ребятишкам кажется: жизнь его, выходит, не пример, а нечто не­ досягаемое. Побольше простоты. И меньше парадности. Вот я о чем. И потом не все, не все мы ходим в школы, на пионерские кост­ ры, комсомольские собрания, не все поняли острейшую необходимость такой личной ра­ боты с молодежью! — Не каждому, скажут, дано... — Это попытка закамуфлировать свою гражданскую инертность. Да, чтоб воспиты­ вать молодых, самому надо жить интересно и порядочно. Знавал я людей, которым, как выражаются мальчишки, все «до фонаря». Были бы еда, вино, а к 60 годам — хорошая пенсия. А ведь такие несчастны! Бесследно уйдут они из мира. Страшно это... Вы смот­ рели «Музыкальную историю»? Помните, как старый певец рыдал от счастья после бле­ стящего дебюта своего ученика? Он знал: он оставляет людям свою копию и даже — артиста более яркого. Оставьте не певца, а слесаря, летчика, инженера! Но пусть он пе* реймет лучшие черты вашего характера, ва­ ши убежденность и отношение к жизни. Ба­ гратион говорил: «Всю жизнь к славной смерти готовиться надобно». То есть жить так, чтоб вечно тебя добром поминали. «Спасибо, Георгий Сергеевич, за прислан­ ные нам записи украинских песен. Теперь вот напеваем ваши любимые мелодии, кото­ рые полюбились еще больше; Как хорошо вы пели «Карие очи» и «Повий, витре, на Вкраину»! Вы правы: музыка делает чело­ века чище душой...» — Вот и так можно отдавать юным час­ тицу своей души,— улыбается профессор.— Вы слышали лекции Дмитрия Борисовича Кабалевского? О музыке для детей. Деся­ ток радиопередач не повлияет на подростка так, как непосредственное общение с Компо­ зитором и огромным эрудитом. А цикл сонат Бетховена по Новосибирскому телевидению? Можно было дать пленку под голос дикто­ ра. Но мы видели на экране музыковеда и пианиста. По каким-то удивительным высо­ ковольтным линиям души передал он свою любовь к бетховенской музыке. Много нам надо сеять добрых семян! Мы бьемся за ду­ шевно красивого, светлого человека буду­ щего. Но где, скажите, фильм об Отечестве года 2070-го? Недавно вышла интересней­ шая книга «В 2017 году» — о будущем. Ее надо читать по радио, с эстрады, в клас­ с а х— всюду! С того берега вопят о гряду­ щем Апокалипсисе, о мировом голоде, о все­ общем разгуле животных инстинктов. При­ ем знакомый: попы тоже стращали темных людей «концом света». Но мы этим воплям почти не противопоставляем своих представ­ лений о будущем. А жаль! Как ни слаба была картина «Туманность Андромеды», но ярким лучом озарила она будущее. Нет на свете молодого человека, который бы не за­ глядывал в свою жизнь лет через 50—60. Значит, надо громче о ней говорить. Сло­ вом, убежден я: каждый из нас ученый, ин­ женер, художник, машинист, шофер, если он, конечно, хочет оставить на земле доб­ рую память, может, должен воспитывать молодых: советом, спором, умным словом, примером, всей своей жизнью...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2