Сибирские огни № 11 - 1970
«оторому ребята и девчонки, порой совсем «езнакомые, пишут так искренне и довер чиво: «Мы работали во второй смене. В мастер скую вошел наш Борис Иванович, а вслед — Вы, Георгий Сергеевич... Все было друже ски-тепло. Теперь я думаю: вот где подлин ная человеческая красота! Без подчеркива ния своего превосходства, без поучающего тона в разговоре с младшим, все просто и вадушевно...» — Юноше, обдумывающему житье,— говорит профессор, прохаживаясь по каби нету,— надо решить вопрос вопросов: каким быть? Да: сильным, мужественным, чест ным, умным! Вспомните «Как закалялась сталь», учителей Павки Корчагина. Брат Артем, рабочий. Матрос-большевик Жухрай. Потом комиссары Первой Конной, другие большевики воспитывали его словом и при мером. Вот откуда его несокрушимая убеж денность и величайшая стойкость... И зря мы не знакомим молодежь вот с этой кни гой. Светлая, гордая душа! А ведь ни Вы, ни я за последние десять лет не слышали ни -одной радиопередачи о письмах Николая. А новые поколения подрастают... — Посмотрите,— берет профессор том •Островского: «Речи, статьи, письма»,— золо тые россыпи для педагогов! «Тот* день, когда ты оторвешься от коллектива, будет нача лом конца». «Кичливость, зазнайство — от индивидуализма. Чем скромнее боец, тем он прекраснее». «Только вперед, только на ли нию огня, только через трудности к победе!» -И еще: «Итак, да здравствует упорство! По беждают только сильные духом! К черту людей, не умеющих жить полезно, радостно ' •и красиво!» Великолепно? Но идейный противник хо чет убедить наших молодых в обратном. Помните слова одного, из лидеров буржуаз ного мира: «Мы должны добиться, чтобы у России больше не было ни Гастелло, ни Космодемьянских, ни Матросовых»? Воло сатые «хиппи», марихуана, героин, идиотская судорожная музыка, лженоваторский «поп- арт», фильмы ужасов, картины заумных ху дожников, журналы с голыми красотками — все для доказательства их «свободы». За граничные радиокомментаторы, воркуя, твер дят юным: «Ты — раб коммунизма». Тонкая стратегия! Ведь человека, убежденного в том, что он раб, а не творец, легче сокру шить. Они ведь тоже кой-чему научились за четверть века после-войны... Профессор ставит в шкаф книгу Остров ского. — Нам было легче. Мы росли под кры лом у тех, кто делал революцию. Мы видeJ ли: эти люди железной воли, кристальной чистоты, вместе с тем — люди обыкновен нейшие. Значит, им можно было подражать. — Но и в наше время героев — легион. — Но мы порой, как бы это сказать... высушиваем цветы. Приходит герой в шко лу. Перед ним склоняют пионерские знаме на, салют ему. А ребятишкам кажется: жизнь его, выходит, не пример, а нечто не досягаемое. Побольше простоты. И меньше парадности. Вот я о чем. И потом не все, не все мы ходим в школы, на пионерские кост ры, комсомольские собрания, не все поняли острейшую необходимость такой личной ра боты с молодежью! — Не каждому, скажут, дано... — Это попытка закамуфлировать свою гражданскую инертность. Да, чтоб воспиты вать молодых, самому надо жить интересно и порядочно. Знавал я людей, которым, как выражаются мальчишки, все «до фонаря». Были бы еда, вино, а к 60 годам — хорошая пенсия. А ведь такие несчастны! Бесследно уйдут они из мира. Страшно это... Вы смот рели «Музыкальную историю»? Помните, как старый певец рыдал от счастья после бле стящего дебюта своего ученика? Он знал: он оставляет людям свою копию и даже — артиста более яркого. Оставьте не певца, а слесаря, летчика, инженера! Но пусть он пе* реймет лучшие черты вашего характера, ва ши убежденность и отношение к жизни. Ба гратион говорил: «Всю жизнь к славной смерти готовиться надобно». То есть жить так, чтоб вечно тебя добром поминали. «Спасибо, Георгий Сергеевич, за прислан ные нам записи украинских песен. Теперь вот напеваем ваши любимые мелодии, кото рые полюбились еще больше; Как хорошо вы пели «Карие очи» и «Повий, витре, на Вкраину»! Вы правы: музыка делает чело века чище душой...» — Вот и так можно отдавать юным час тицу своей души,— улыбается профессор.— Вы слышали лекции Дмитрия Борисовича Кабалевского? О музыке для детей. Деся ток радиопередач не повлияет на подростка так, как непосредственное общение с Компо зитором и огромным эрудитом. А цикл сонат Бетховена по Новосибирскому телевидению? Можно было дать пленку под голос дикто ра. Но мы видели на экране музыковеда и пианиста. По каким-то удивительным высо ковольтным линиям души передал он свою любовь к бетховенской музыке. Много нам надо сеять добрых семян! Мы бьемся за ду шевно красивого, светлого человека буду щего. Но где, скажите, фильм об Отечестве года 2070-го? Недавно вышла интересней шая книга «В 2017 году» — о будущем. Ее надо читать по радио, с эстрады, в клас с а х— всюду! С того берега вопят о гряду щем Апокалипсисе, о мировом голоде, о все общем разгуле животных инстинктов. При ем знакомый: попы тоже стращали темных людей «концом света». Но мы этим воплям почти не противопоставляем своих представ лений о будущем. А жаль! Как ни слаба была картина «Туманность Андромеды», но ярким лучом озарила она будущее. Нет на свете молодого человека, который бы не за глядывал в свою жизнь лет через 50—60. Значит, надо громче о ней говорить. Сло вом, убежден я: каждый из нас ученый, ин женер, художник, машинист, шофер, если он, конечно, хочет оставить на земле доб рую память, может, должен воспитывать молодых: советом, спором, умным словом, примером, всей своей жизнью...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2