Сибирские огни № 11 - 1970

Некоторые мои сверстники при вопросе — «почему не учишься лучше?» ссылаются на неспособность. Почему я не учусь лучше, а так, тянула на тройки, четверки? Классный руководитель говорит: «Ты— способная, но ленивая». Не буду больше лениться! Стало стыдно. «Метод жизни — трудолюбие»,— го­ ворите Вы. У меня его пока маловато. Кру­ шение мечты? Не хочу! И в этом «нехоте­ нии» Вы меня поддержали, Георгий Сергее­ вич. Люблю мечтать, слушать музыку. Знае­ те, кажется, все в груди растет, ширится, и хочется лететь куда-то очень далеко. В эти минуты весь мир кажется прекрасным, ты ощущаешь в себе такие силы, что все труд­ ное кажется ничтожным, хочется сделать что-то огромное, радостное. До свидания, наш добрый старший друг. Даша Федо­ рова». Как не отвечать на такие письма, если каждое твое слово — компас для подрост­ ка? И уже десять лет — с тех пор, как средь сосен на берегу Обского моря выросли кот­ теджи Академгородка, длится эта перепис­ ка. Не одно поколение сменилось в училище, но все интереснее — большой, серьезный, откровенный разговор о месте человека на земле, о благородстве, любви, гражданской ответственности, мужестве, патриотизме — обо всем, что волнует молодых. Не обходит профессор острых углов, нет у него запрет­ ных тем, не льет он на души ребят розовую водичку. Он прям, ласков и добр, его пись­ ма — неподдельно искренни. «Помните, други мои, знания и счастье — две стороны одной медали»,— неустанно напоминает он. И ему «докладывают»: такие-то и такие-то вышли из «когорты троечников». «Дорогой Георгий Сергеевич! Горячее спасибо: Вы так интересуетесь моими дела­ ми. Письменную дипломную я сдал, чертеж сдаю через несколько дней. Спасибо за по­ здравление с 50-летием ЛКСМУ. С уважени­ ем — Николай Чернега». «Чем больше живешь, тем глубже убеж­ даешься в том, что идейная убежденность источник вдохновения человека. Часто лю­ ди делают упор лишь на свои умственные способности, на умение трудиться. Утверж­ даю: их можно утроить, помножив на поли­ тическую закалку, на верность нашему ле­ нинскому делу. Знание и трудолюбие по­ тенциальная энергия. Она превращается в максимально полезную работу лишь через идейность. Человек именно тогда стал чело­ веком, когда научился мыслить. Не пред­ ставляю себе юности без вдохновения и по­ лета мысли. Не может она быть серой. Она ведь — как заря...» — Послушайте, профессор,— однажды обратились к нему,— это же чудачество! Ва­ ше время —дороже злата. Ксму нужна эта Ваша, простите, благотворительноегь? Мигирснко, по натуре мягкий, сдержан­ ный, вспыхнут, резко свел густые брови: — Эти ребята хотят вырасти Людь­ ми. И долг мой — подчеркиваю: долг! — по­ мочь им. «Вы спрашиваете, друзья милые, что та­ кое настоящий человек? Прежде всего — это целеустремленность. Ленинская целеустрем­ ленность. Почитайте его статьи, научные труды, Вы увидите, как убежденно, с ка­ ким-то, я бы сказал, пламенным упорством шел он к своей цели. Шел, несмотря на ты­ сячи обстоятельств, на врагов, которые ему мешали. Воспитывая настоящий характер, надо прежде всего научиться достигать це­ ли. Это трудно. Порой мешают вредные при­ вычки, душевная слабость, равнодушие к са­ мому себе, неумение ценить секунду. Кажет­ ся, у Александра Македонского был такой девиз: «Ничего не откладывай!» Ильич не­ устанно напоминал: нужно как можно боль­ ше знать. И жадное стремление к знаниям — главное в жизни. Равнодушный, так сказать, к личному невежеству, никогда не станет творцом: ни хорошим рабочим, ни инжене­ ром, ии ученым. Творчество необходимо всем, ибо талантливым рожден каждый. И каждый может научиться хорошо рабо­ тать. Сколько талантов загублено ленью и равнодушием! Убежден: каждому человеку надо опи­ раться в жизни на четырех «китов»: Цель. План. Метод достижения цели. Стимул. Не бойтесь ставить перед собой цель жизни вы­ сокую: стремление к ней через хребты труд­ ностей — вернейший путь самосовершенство­ вания. Гегель говорил: «Человеком с настоящим характером является тот, кто, с одной сто­ роны, ставит себе существенно содержатель­ ные цели и, с другой,— твердо придержива­ ется этих целей». Это и есть воспитание ха­ рактера'. Я зову к идеалу? Да, именно к идеалу! По-моему, Горький говорил, что, лишив будущего человека возможности хо­ дить на четвереньках, природа в виде посо­ ха дала ему идеал. С тех пор люди движут­ ся к лучшему. Есть цель? Нужен план. На­ до распределить задачи и время. Их строгое выполнение — первый шаг к организован­ ности и самодисциплине. План — это нить Ариадны, ведущая сквозь лабиринт собы­ тий к цели. Надо сказать себе: в таком-то году закончу то-то, тогда-то начну рабо­ тать _ и т. д. Некоторые скажут: карье­ ризм? Чепуха! Ведь карьеризм как раз по­ рождается диссонансом желаний и возмож­ ностей. Лучшего метода достижения цели, кроме трудолюбия, нет»... Жизнь его, пробившего «через хребты трудностей» путь от слесаря до ученого,— добрый пример для молодого поколения ра­ бочих. Беседуя с молодежью. Мигиренко как бы напоминает: смотри, что значит уме­ ние самозабвенно трудиться^ поставив перед собой большую цель. Делай, как я. Учись, подражай. Тех, кто из-за инертности души, от неверия в себя остановился, не подняв­ шись до оптимального «потолка», ободря­ ет: «Талантливым рожден каждый. Не давай себе пощады и — вперед, к вершинам!» Вот на фото — черноглазый «фабзаяи» в кепочке и старом матросском бушлатике как бы всматривается в грядущее: какой ты будешь, жизнь? — Тогда она была очень трудной: мне все время хотелось есть,— вспоминает про

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2