Сибирские огни № 11 - 1970
Некоторые мои сверстники при вопросе — «почему не учишься лучше?» ссылаются на неспособность. Почему я не учусь лучше, а так, тянула на тройки, четверки? Классный руководитель говорит: «Ты— способная, но ленивая». Не буду больше лениться! Стало стыдно. «Метод жизни — трудолюбие»,— го ворите Вы. У меня его пока маловато. Кру шение мечты? Не хочу! И в этом «нехоте нии» Вы меня поддержали, Георгий Сергее вич. Люблю мечтать, слушать музыку. Знае те, кажется, все в груди растет, ширится, и хочется лететь куда-то очень далеко. В эти минуты весь мир кажется прекрасным, ты ощущаешь в себе такие силы, что все труд ное кажется ничтожным, хочется сделать что-то огромное, радостное. До свидания, наш добрый старший друг. Даша Федо рова». Как не отвечать на такие письма, если каждое твое слово — компас для подрост ка? И уже десять лет — с тех пор, как средь сосен на берегу Обского моря выросли кот теджи Академгородка, длится эта перепис ка. Не одно поколение сменилось в училище, но все интереснее — большой, серьезный, откровенный разговор о месте человека на земле, о благородстве, любви, гражданской ответственности, мужестве, патриотизме — обо всем, что волнует молодых. Не обходит профессор острых углов, нет у него запрет ных тем, не льет он на души ребят розовую водичку. Он прям, ласков и добр, его пись ма — неподдельно искренни. «Помните, други мои, знания и счастье — две стороны одной медали»,— неустанно напоминает он. И ему «докладывают»: такие-то и такие-то вышли из «когорты троечников». «Дорогой Георгий Сергеевич! Горячее спасибо: Вы так интересуетесь моими дела ми. Письменную дипломную я сдал, чертеж сдаю через несколько дней. Спасибо за по здравление с 50-летием ЛКСМУ. С уважени ем — Николай Чернега». «Чем больше живешь, тем глубже убеж даешься в том, что идейная убежденность источник вдохновения человека. Часто лю ди делают упор лишь на свои умственные способности, на умение трудиться. Утверж даю: их можно утроить, помножив на поли тическую закалку, на верность нашему ле нинскому делу. Знание и трудолюбие по тенциальная энергия. Она превращается в максимально полезную работу лишь через идейность. Человек именно тогда стал чело веком, когда научился мыслить. Не пред ставляю себе юности без вдохновения и по лета мысли. Не может она быть серой. Она ведь — как заря...» — Послушайте, профессор,— однажды обратились к нему,— это же чудачество! Ва ше время —дороже злата. Ксму нужна эта Ваша, простите, благотворительноегь? Мигирснко, по натуре мягкий, сдержан ный, вспыхнут, резко свел густые брови: — Эти ребята хотят вырасти Людь ми. И долг мой — подчеркиваю: долг! — по мочь им. «Вы спрашиваете, друзья милые, что та кое настоящий человек? Прежде всего — это целеустремленность. Ленинская целеустрем ленность. Почитайте его статьи, научные труды, Вы увидите, как убежденно, с ка ким-то, я бы сказал, пламенным упорством шел он к своей цели. Шел, несмотря на ты сячи обстоятельств, на врагов, которые ему мешали. Воспитывая настоящий характер, надо прежде всего научиться достигать це ли. Это трудно. Порой мешают вредные при вычки, душевная слабость, равнодушие к са мому себе, неумение ценить секунду. Кажет ся, у Александра Македонского был такой девиз: «Ничего не откладывай!» Ильич не устанно напоминал: нужно как можно боль ше знать. И жадное стремление к знаниям — главное в жизни. Равнодушный, так сказать, к личному невежеству, никогда не станет творцом: ни хорошим рабочим, ни инжене ром, ии ученым. Творчество необходимо всем, ибо талантливым рожден каждый. И каждый может научиться хорошо рабо тать. Сколько талантов загублено ленью и равнодушием! Убежден: каждому человеку надо опи раться в жизни на четырех «китов»: Цель. План. Метод достижения цели. Стимул. Не бойтесь ставить перед собой цель жизни вы сокую: стремление к ней через хребты труд ностей — вернейший путь самосовершенство вания. Гегель говорил: «Человеком с настоящим характером является тот, кто, с одной сто роны, ставит себе существенно содержатель ные цели и, с другой,— твердо придержива ется этих целей». Это и есть воспитание ха рактера'. Я зову к идеалу? Да, именно к идеалу! По-моему, Горький говорил, что, лишив будущего человека возможности хо дить на четвереньках, природа в виде посо ха дала ему идеал. С тех пор люди движут ся к лучшему. Есть цель? Нужен план. На до распределить задачи и время. Их строгое выполнение — первый шаг к организован ности и самодисциплине. План — это нить Ариадны, ведущая сквозь лабиринт собы тий к цели. Надо сказать себе: в таком-то году закончу то-то, тогда-то начну рабо тать _ и т. д. Некоторые скажут: карье ризм? Чепуха! Ведь карьеризм как раз по рождается диссонансом желаний и возмож ностей. Лучшего метода достижения цели, кроме трудолюбия, нет»... Жизнь его, пробившего «через хребты трудностей» путь от слесаря до ученого,— добрый пример для молодого поколения ра бочих. Беседуя с молодежью. Мигиренко как бы напоминает: смотри, что значит уме ние самозабвенно трудиться^ поставив перед собой большую цель. Делай, как я. Учись, подражай. Тех, кто из-за инертности души, от неверия в себя остановился, не подняв шись до оптимального «потолка», ободря ет: «Талантливым рожден каждый. Не давай себе пощады и — вперед, к вершинам!» Вот на фото — черноглазый «фабзаяи» в кепочке и старом матросском бушлатике как бы всматривается в грядущее: какой ты будешь, жизнь? — Тогда она была очень трудной: мне все время хотелось есть,— вспоминает про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2