Сибирские огни № 11 - 1970

Николай Мейсак Дети профессора Мигиренко «Человек начинается с ответственности» А. С е н т - Э к з ю п е р и Ах, в каком мы живем цейтноте! Време­ ни не хватает всем, даже — пенсионерам. Мы спешим на собрания, совещания, сим­ позиумы, конференции, диспуты, просмотры, премьеры, защиты, заседания, ученые сове­ ты, на дискуссии социологов и педагогиче­ ские чтения, в заграничные путешествия и командировки... Все спешат. И я спешу. Спешу так, что некогда остановить в подъезде соседскую девочку Люську Мышкину, которая вдруг навела себе длинные, как у тьмутараканской ханши, брови и нацепила на детские уши тя­ желенные клипсы. Спешу так, что все не­ когда сходить в школу, где учатся дети из нашего дома, и поспорить с одной классной руководительницей. На ее глазах восьми­ классник «огрел» девочку портфелем по го^- лове. Класс ахнул. А наставница, которой бы страстно поговорить о мужском достоин­ стве, рыцарстве, уважении к женщине, зев­ нула: «Прекратите мышиную возню». Все спешим Но... давайте в свободную секунду спросим друг у друга: что состав­ ляет главное завоевание построенного в бо­ ях социализма? — Могучая индустрия,— скажут одни. — Темпы развития науки,— определят другие — Наши великие стройки. — Мы штурмуем космос. Все так, все правильно, но высшее до­ стижение социализма — человек. Именно в советском обществе он впервые стал не пы­ линкой истории, а главной социальной цен­ ностью «Человек — это звучит гордо!» «В человеке все должно буть прекрасным!» — эти мысли наших великих художников ста­ ли у нас, если хотите, государственной док­ триной И коммунизм мы строим для того, чтобы ему, человеку, легче, красивее, инте­ реснее жилось на земле. Заводы, атомные центры, космические исследования, электро­ нику, автоматику, весь общественный про­ гресс отдал социализм для счастья челове­ ка. Живопись наша, литература, музыка, стихи, кино, театр — все бьет в одну, можно- сказать, стратегическую цель: прекрасный человек в прекрасном мире. Можно ли государственную ответствен­ ность за воспитание людей перекладывать лишь на работников творческого труда и пе­ дагогов? Не обязан ли быть воспитателем каждый из нас? Нет, не только собственных детей. Великая битва за души людские идет на планете. И противник у нас сильный. Умный. Хитрый. И задушевно, со вздохами сочувст­ вует он в своих радиопередачах советским парням и девчонкам: «Ах вы, бедолаги! Да как же у вас нет публичных домов? И нет таких кафе, где можно потанцевать голы­ шом. Да ведь это же полный зажим свобо­ ды! А разве не за свободу дрались ваши отцы?» На экран то и дело прорываются шпион­ ские, детективные, любовные, уголовные фильмы. Смотрят девочки куда моложе 16 лет, как герои этого кинохолодца целуются «взасос», «взахлеб», полуодетые и нагие. Некие доброхоты, присвоив себе мудре­ ные звания «сексологов», раскопали «золо­ тую» жилу: излагают мальчишкам 400 древ­ неассирийских способов любви. Словом, советчиков «для дома, для семьи» — туча. «Нет на прорву каранти­ на!» — прогремел бы Маяковский. А ре­ зультат? Вот читаешь в «Комсомолке»: «Ко­ лонии для правонарушителей — подростков, увы, не пустуют». Вот слышишь, как пар­ нишка, отрастив «шевелюру» и бороду до пят, с апломбом кроет Пушкина и Чайков­ ского: «Старье! Не отвечают веку! Татьяну пора в музей восковых фигур...» Вот ры­ дающая мамаша средь ночи мечется по мил­ лионному Новосибирску: исчезла дочка. На рассвете ее находят в аэропорту Бросив школу, дом, -подруг, десятиклассница собра­ лась лететь «в неведомые дали» с неким по­ дозрительным типом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2