Сибирские огни № 11 - 1970
В. Чирков РО Д Н И К И «Мелиоратор» 0 Нуржане Кемешеве мне рассказывали, как о хранителе старинных легенд горного района Казахстана — Баян-Аула. На поверку оказалось, что Нуржан — хранитель не легенд, а живой истории Баян- Аульского горного края. Родившийся и вы росший под вольным ветром, он и сейчас- редко покидает седло, хотя доживает вось мой десяток лет. — Сойду с Коня — голова кружится. Рассказывал Нуржан, как прошлогодней осенью гнался на конё за каскыром,1 ока завшимся у самой отары. Казалось, безнаказанно уйдет серый в сопки. Тогда Нуржан достал на полном ска ку ружье, и зверь упал замертво. Такому выстрелу позавидует любой охотник. Но главное в Нуржане, конечно, не то, что он отличный наездник, меткий стрелок. Главное, что за всю долгую жизнь он ни разу не поступился совестью. Знакомство наше с ним состоялось в по ру знаменитого шума об уплотненных око- тах, «инициатором» которых был ставро польский чабан Малашенко. И я как-то ска зал Нуржану, что уж очень мало ягнят он получает — по ПО—120 на сотню овец. На до, говорю, по полтораста, а то и по двести. — Не надо,— резко отозвался на это за мечание аксакал.— Можно, да не надо. И начал доказывать, почему нельзя от овцы получить три окота в два года. Если встать на этот путь, то, по его твердому убеждению, лет через десять-пятнадцать ов цы «выродятся в кроликов»: пока овца вы нашивает плод, а потом, после окота, вы кармливает ягненка, она расходует на него все силы своего организма, здоровье, а тут, не успев хотя бы мало-мальски отдохнуть, окрепнуть, снова надо расходовать себя на новый плод. А расходовать уже нечего. Зна чит, второй ягненок народится мелкий, хи лый. Из него доброй овцы не вырастет. От 1 Каскыр — волк ( к а з.). Пробился ключ. Обложен камнями простыми... А. С. П у ш к и н . этой мелкой овцы ягнята будут еще мельче. И чем дальше, тем больше станет вырож даться овца. Словом, как руководители совхоза «40 лет Казахстана» ни настаивали на пере воде отары Нуржана Кемешева на уплот ненные окоты, Нуржан не сдался. Теперь всем известно, что нашумевшая в свое время сенсация, как всякая сенсация, затухла. В середине пятидесятых годов на высо когорные, каменистые и заковыленные, паст бища Баян-Аула завезли баранов казахской тонкорунной породы. Началось скрещивание с ними сальных эдильбаевских овец. Дела лось это с целью улучшения породы, но эксперимент оказался опрометчивым, об этом теперь знают не только баянаульцы, но и ов цеводы всей Павлодарской области. Уже через три-четыре года после начала «улуч шения» эдильбаи разучились переносить су ровые баянаульские зимы. Года три кряду в стаде недосчитывались по сорок — пятьде сят тысяч овец. Из всех районов Павлодар ской области в Баян-Аул везли корма на тракторах, автомашинах и даже на самоле тах. Но и эта дорогостоящая помощь не все гда шла впрок: «улучшенные» эдильбаи уна следовали от завезенной породы вялость и неприспособленность к каменистым заковы- ленным угодьям. И даже летом измельчав шие помесные овцы падали. Когда новых баранов привезли на заим ку Кемешева и объяснили суть начинавшей ся работы, Нуржан сказал, что дело зате вается неумное, вредное. — Не нам с тобой судить об этом,— за метил чабану совхозный зоотехник.— Боль шие ученые продумали все до мелочи. ■— Не видал я тех ученых в Баян-Ауле,— стоял на своем Кемешев.— С нами, чабана ми, они не советовались. Тем не менее зоотехник оставил приве зенных баранов и уехал. Внимательно смотрел Нуржан за нович ками. Шерсть на них, конечно, богатая. Ни чего не скажешь. Но как с такой шерстью,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2