Сибирские огни № 10 - 1970
«Снегири горят на снегу». Автор поставил перед собой задачу показать современную деревню , рост материального благосостоя ния селян, жизнь крестьянства. Но с этой задачей, на наш взгляд, писатель не спра вился, не сумел верно увидеть главные проблемы деревенской жизни, новое отно шение людей села к труду, к земле, а ду ховный, нравственный мир деревенского человека рассматривается в повести порой «не связи с теми социальными изменения ми, которые происходят в реальной дей ствительности. А ведь в жизни деревни произошли ог ромные изменения. Выросли доходы об щественного хозяйства, повысилась зара ботная плата рабочих совхозов и оплата тр уда колхозников, улучшились культурно- бытовые условия, широким фронтом раз вернулось жилищное строительство. Растет новый человек, проявляющий большое вни мание к общественному хозяйству. А сколь ко на селе героев труда, передовиков и новаторов производства, чьими руками соз дается народное благо... О стрые критические замечания вызвала н книга для детей Ю . Магалифа «Типтик», выпущенная Западно-Сибирским книжным издательством . Ю . Магалиф не новичок в детской литературе. Его книжка «Жаконя» положительно встречена и отмечена чита телями, литературной критикой. Этого нель зя сказать о книжке «Типтик». Неточные идейно-эстетические установки автора обо ротились серьезными недостатками. Маль чик Типтик, следуя за символическим М уд рым Вороном, оказывается в сказочном Стеклянном городе. Стеклянный го р о д—- это, по замыслу автора, материальное во площение мечты умершего в тюрьме ху- дожника-революционера о коммунистиче ском будущ ем . Каким же оно, это будущ ее, предстает перед читателем? В нем как буд то вполне реально намечены коммунистиче ские черты: коллективизм, необыкновенный технический прогресс, обилие материальных благ и т. д. Однако подано вСе это в книж ке лишь со стороны «потребительской», как настоящий рай для тунеядцев: в этом горо д е за людей все делаю т умные машины — срывают по заказу яблоко на любой вкус, даж е вытирают салфеткой губы пообедав ш ем у мальчику. От такой жизни обитатели Стеклянного города пресыщены, ленивы, трусливы и глупы, не способны противо стоять никакой темной силе. Конечно, ни как нельзя согласиться с таким толкованием будущ его , а следовательно, нельзя и при знать сколько-нибудь полезной эту книжку Ю . Магалифа для духовного воспитания наших детей. Общественность и печать уже не раз подвергали критике просчеты в работе За падно-Сибирского книжного издательства. В погоне за «валом», за выполнением пла на по названиям и тиражам работники из дательства порой упускаю т из поля зрения идейно-художественный уровень издавае мы х произведений. В результате этого по являются издания низкого идейно-художе ственного качества, вроде сборника весьма неравноценных, непродуманных стихов С. Ф едотова, ремесленнической книжки для детей Орлова — «Весенние грибы», само- рекламных «Записок театрального админи стратора» Беспрозванного и некоторых других. Очевидно, что руководству и со трудникам издательства необходимо из влечь серьезный урок из этих ошибок, ре шительно повысить ответственность за идейно-художественный уровень выпускае мых книг. Немало критических откликов со сторо ны читателей и споров в прессе вызвал и опубликованный в конце прошлого года » «Сибирских огнях» роман Марины Назарен ко «Иду к тебе»; невысок уровень некото рых стихов в поэтическом разделе журнала, поверхностны и субъективны высказывания и оценки в отдельных статьях и рецензиях литературных критиков, что свидетельству ет о недостаточной взыскательности со сто роны редакции журнала, об излишней по спешности в публикации незрелых, недора ботанных произведений. Эти случаи с еще большей остротой подчеркивают необходимость более требо вательного и ответственного подхода к от бору и подготовке материалов для публи кации, неуклонного сохранения и продол жения тех идейно-творческих традиций, ко торыми славится наш журнал, готовящийся в 1972 году отметить свое 50-летие. Серьезным недостатком в творчестве отдельных писателей является их обраще ние к так называемому «маленькому чело веку», с его замкнутой жизнью, наполнен ной болезненным самоанализом, призем ленной мелкими заботами, переживаниями, неудачами, никак не связанной с большими общественными интересами. Появление таких маленьких героев кое- кто объясняет стремлением художника со здать образ «обыкновенного», «простого» советского человека. Жизнь опровергает это объяснение, так как простой советский человек никогда не замыкается в своем личном мирке, не отрывается от коллектива и общества, ему не чужды и небезразлич ны общественные идеалы, проблемы. Он живет ими. * К сожалению, некоторые идейно-худо жественные просчеты имеют место и в творчестве живописцев-сибиряков. Слабо показывают они образы наших современни ков, представителей рабочего класса, людей труда и Советской Армии, мало создаю т полотен о революционном героическом прошлом тружеников Сибири. Имеются факты неглубокого, поверхностного и схе матического отражения действительности, невысокого художественного мастерства, чем и можно, вероятно, объяснить то об стоятельство, что почти половина работ но восибирских художников не прошла на экспозицию зональной выставки в Красно ярске. Долгое время работает в Новосибирске
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2