Сибирские огни № 10 - 1970

«Снегири горят на снегу». Автор поставил перед собой задачу показать современную деревню , рост материального благосостоя­ ния селян, жизнь крестьянства. Но с этой задачей, на наш взгляд, писатель не спра­ вился, не сумел верно увидеть главные проблемы деревенской жизни, новое отно­ шение людей села к труду, к земле, а ду­ ховный, нравственный мир деревенского человека рассматривается в повести порой «не связи с теми социальными изменения­ ми, которые происходят в реальной дей­ ствительности. А ведь в жизни деревни произошли ог­ ромные изменения. Выросли доходы об­ щественного хозяйства, повысилась зара­ ботная плата рабочих совхозов и оплата тр уда колхозников, улучшились культурно- бытовые условия, широким фронтом раз­ вернулось жилищное строительство. Растет новый человек, проявляющий большое вни­ мание к общественному хозяйству. А сколь­ ко на селе героев труда, передовиков и новаторов производства, чьими руками соз­ дается народное благо... О стрые критические замечания вызвала н книга для детей Ю . Магалифа «Типтик», выпущенная Западно-Сибирским книжным издательством . Ю . Магалиф не новичок в детской литературе. Его книжка «Жаконя» положительно встречена и отмечена чита­ телями, литературной критикой. Этого нель­ зя сказать о книжке «Типтик». Неточные идейно-эстетические установки автора обо­ ротились серьезными недостатками. Маль­ чик Типтик, следуя за символическим М уд­ рым Вороном, оказывается в сказочном Стеклянном городе. Стеклянный го р о д—- это, по замыслу автора, материальное во­ площение мечты умершего в тюрьме ху- дожника-революционера о коммунистиче­ ском будущ ем . Каким же оно, это будущ ее, предстает перед читателем? В нем как буд­ то вполне реально намечены коммунистиче­ ские черты: коллективизм, необыкновенный технический прогресс, обилие материальных благ и т. д. Однако подано вСе это в книж­ ке лишь со стороны «потребительской», как настоящий рай для тунеядцев: в этом горо­ д е за людей все делаю т умные машины — срывают по заказу яблоко на любой вкус, даж е вытирают салфеткой губы пообедав­ ш ем у мальчику. От такой жизни обитатели Стеклянного города пресыщены, ленивы, трусливы и глупы, не способны противо­ стоять никакой темной силе. Конечно, ни­ как нельзя согласиться с таким толкованием будущ его , а следовательно, нельзя и при­ знать сколько-нибудь полезной эту книжку Ю . Магалифа для духовного воспитания наших детей. Общественность и печать уже не раз подвергали критике просчеты в работе За­ падно-Сибирского книжного издательства. В погоне за «валом», за выполнением пла­ на по названиям и тиражам работники из­ дательства порой упускаю т из поля зрения идейно-художественный уровень издавае­ мы х произведений. В результате этого по­ являются издания низкого идейно-художе­ ственного качества, вроде сборника весьма неравноценных, непродуманных стихов С. Ф едотова, ремесленнической книжки для детей Орлова — «Весенние грибы», само- рекламных «Записок театрального админи­ стратора» Беспрозванного и некоторых других. Очевидно, что руководству и со­ трудникам издательства необходимо из­ влечь серьезный урок из этих ошибок, ре­ шительно повысить ответственность за идейно-художественный уровень выпускае­ мых книг. Немало критических откликов со сторо­ ны читателей и споров в прессе вызвал и опубликованный в конце прошлого года » «Сибирских огнях» роман Марины Назарен­ ко «Иду к тебе»; невысок уровень некото­ рых стихов в поэтическом разделе журнала, поверхностны и субъективны высказывания и оценки в отдельных статьях и рецензиях литературных критиков, что свидетельству­ ет о недостаточной взыскательности со сто­ роны редакции журнала, об излишней по­ спешности в публикации незрелых, недора­ ботанных произведений. Эти случаи с еще большей остротой подчеркивают необходимость более требо­ вательного и ответственного подхода к от­ бору и подготовке материалов для публи­ кации, неуклонного сохранения и продол­ жения тех идейно-творческих традиций, ко­ торыми славится наш журнал, готовящийся в 1972 году отметить свое 50-летие. Серьезным недостатком в творчестве отдельных писателей является их обраще­ ние к так называемому «маленькому чело­ веку», с его замкнутой жизнью, наполнен­ ной болезненным самоанализом, призем­ ленной мелкими заботами, переживаниями, неудачами, никак не связанной с большими общественными интересами. Появление таких маленьких героев кое- кто объясняет стремлением художника со­ здать образ «обыкновенного», «простого» советского человека. Жизнь опровергает это объяснение, так как простой советский человек никогда не замыкается в своем личном мирке, не отрывается от коллектива и общества, ему не чужды и небезразлич­ ны общественные идеалы, проблемы. Он живет ими. * К сожалению, некоторые идейно-худо­ жественные просчеты имеют место и в творчестве живописцев-сибиряков. Слабо показывают они образы наших современни­ ков, представителей рабочего класса, людей труда и Советской Армии, мало создаю т полотен о революционном героическом прошлом тружеников Сибири. Имеются факты неглубокого, поверхностного и схе­ матического отражения действительности, невысокого художественного мастерства, чем и можно, вероятно, объяснить то об­ стоятельство, что почти половина работ но­ восибирских художников не прошла на экспозицию зональной выставки в Красно­ ярске. Долгое время работает в Новосибирске

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2