Сибирские огни № 10 - 1970

«собрал с полу бумаги, протянул мне.—Здесь семьи, у которых будем конфисковать имущество. Первым идет нойон Дала-Сюрюн, за ним Оруйгу, потом феодалы помельче. Члены семьи, количество, скота, сколь­ ко юрт, где какие пастбища, какое есть имущество —все указано. На собрании хошунного комитета мы договорились обо всех дета­ лях предстоящей работы. Мне выпало вместе с Кижиир-оолом, Донми- том и Суук-Багаем ехать в сумоны Бай-Хол и Бай-Даг. Нам предстояло там отобрать скот и имущество у Дала-Сюрюна, Оруйгу и доброго де­ сятка других богачей. Правда, с Дала-Сюрюном, как и другим старым знакомым —Буян-Бадыргы, мы уже не могли повстречаться: за органи­ зацию контрреволюционного мятежа эти два вожака были приговорены к высшей мере наказания. Но оставались еще многочисленные родствен­ ники, а также сторонники, быстро приспособившиеся к новой обстанов­ ке. Они продолжали эксплуатировать и одурачивать аратов, всеми прав­ дами и неправдами стараясь сохранить и свои прежние привилегии и свою власть над людьми. Работа предстояла сложная. * * • В центре Бай-Хольского сумона три избушки и низенький деревян­ ный дуган. Собрали членов партии, бедноту. Рассказали, зачем приехали Не сразу поверили араты. Не укладывалось в голове у многих: как это можно отобрать у всесильных их богатства и раздать бедным? Да разве богачи согласятся так просто отдать? А когда поняли, что все будет сделано по воле народа, что они —араты — главные хозяева жиз­ ни, тесный дуган наполнился радостным гулом. — Хаа, вот это здорово! — Справедливо! — Поможем комиссии! ...Большая, пышно украшенная юрта стояла неподалеку от сумон- ного центра.' Стояла на виду, на особицу, всем видом своим отчуждаясь от прочих юрт. В нее не каждый прохожий-проезжий рискнул бы зайти. Да и свои, местные, предпочитали обойти, объехать. Самого Оруйгу юрта! Оставив у привязи коней, мы вошли в юрту и остановились в две­ рях. Прямо напротив входа, на почетном месте, не сидел —восседал, как буддийский лама, пожилой мужчина с землисто-серым лицом, бритой головой, в желтом чесучевом халате. Возле кровати—женщина, должно быть его жена. Из-за спутанных волос лица ее почти не было видно. Низко нагнувшись, она курила трубку. В юрте было еще трое детей, ко­ торых мы не сразу заметили. Поздоровались. Хозяин сухо ответил и, не поднимаясь, подвинулся ближе к изголовью кровати. — Ну-ка, жена, быстро приготовь для даргаларов чай! Черт возьми, куда девался этот Чаргашпай! — говорил 0н, подобострастно улыбаясь. Женщина тут же выбежала. Оруйгу достал красно-бурую табакер­ ку, понюхал, протянул табак нам и спросил, деланно, неловко покло­ нившись: — Куда держите путь> Я собрался было показать ему удостоверение, чтобы избежать, не­ нужных разговоров, но в это время с улицы донесся истошный женский крик:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2