Сибирские огни № 10 - 1970

удалось. Один только перечень названий на юбилейной афише говорит сам за себя: «Мой друг» Н. Погодина в «Красном ф аке­ ле», «Пепел Клааса» А. Харина а ТЮ Зе, «Зем ля» Н. Вирты в Областном театре драмы . Пьеса «Мой друг», написанная Н. Пого­ диным в 30-е годы, прочитана режиссером А . Малышевым глазами сегодняшнего со­ временника. Спектакль — оптимистический, мажорный, звучит по-современному остро, • проблемы, поднятые в уием, актуальны, не могут не волновать сидящих в зале, по­ том у что и сегодня жизненно столкновение в ч е л о в е к творческого, новаторского на­ чала с косностью , с отживающей рутиной. «Мой друг» современен и в другом от­ ношении. С его дня, когда в народчрм хо­ зяйстве все выше волна творческой актив­ ности, когда возможности хозяйственной реф ормы открывают просторы для думаю ­ щих, инициативных работников, театр по- »накомил нас с талантливым руководите­ лем , человеком новой формации, рожден­ ным советским строем, советским укладом жизни. Именно таким предстает перед нами Григорий Гай в исполнении артиста А. Ма­ лышева. Несомненной удачей является и спек­ такль ТЮ За «Пепел Клааса», поставленный режиссером В. Кузьминым. Образ Артема, которого играет В. Гарин, запомнился и полюбился новосибирской молодежи. Ре­ волюционер, верный ленинец, человек не­ обыкновенной судьбы, в характере которого органично сочетаются романтизм и озорной мальчишеский азарт,— гаков Артем . ТЮ З оказался верен в этом спектакле геме ге­ роической романтики, и Артем как бы при­ мял эстаф ету у Павки Корчагина, Гастелло, «Всадника, скачущ его впереди», «Товарищей ром антиков». Характерной чертой в деятельности но­ восибирских театров является работа над «своим» спектаклем — поиск своих авторов, своих композиторов. В активе театра музы­ кальной комедии — постановка оперетт « У моря Обского» и «Рябина красная» но­ восибирского композитора Г. Иванова по либретто артиста этого театра И Ромашко, в театре «Красный ф акел» — пьесы В. Лав­ рентьева, в ТЮ Зе — пьесы «Алкины песни» А . Иванова Неустанным творческим поиском в этом .направлении отмечена деятельность коллек­ тива театра оперы и балета: им показаны впервые в стране оперы «Алкина песня» Г. Иванова, «Клоп» Лазарева, «Ермак» И. Касьянова по либретто В Пухначева, .балеты , «Доктор Айболит», «Маскарад», «Барышня и хулиган». Этот список можно продолжить. Мы гордимся тем, что спектакли ново­ сибирских театров получили высокую оцен­ к у на смотрах. Только за последние годы различными дипломами и поощрительными Премиями Министерств культуры ССС Р и Р С Ф С Р награждены спектакли «Чти отца своего» В. Лаврентьева и «Повитель» А . Иванова в «Красном ф акеле»: «На дне», «Коко делает фокусы», «Я, бабушк^, Или- ко и Илларион», «Чайка» — в ТЮ Зе: «Ш торм», «Привал в Арко-Ирис», «Послед­ ние» — в Областном театре драмы ; «Пико­ вая дама», «Золушка» — в Академическом театре оперы и балета; «На рассвете» — в театре музыкальной комедии. В связи с 50-летием советского театра для детей высокой наградой — орденом «Знак Почета» отмечен Новосибирский ТЮ З. Вырос авторитет нашего Новосибирского отделения Сою за композиторов. Музыкаль­ ные произведения сибиряков исполняются в Прибалтике -и Ленинграде, в Воронеже ' и городах Сибири. Памятная Пластинка с песнями о Сибири видных советских ком­ позиторов на слова поэта В. Пухначева пересекла границы страны и рассказывает за рубежом о нашем крае. Особенно плодотворным для компози­ торов был нынешний, юбилейный год. По­ лучили широкое признание сюита Андрея Новикова «Озаренный ленинским светом», поэма для оркестра и хора А. Мурова «Лэ- “ нин в Ш ушенском», сюита Ю . Корнакова «Песни об Ильиче», сборник патриотиче­ ских песен Г. Куриной. Это, конечно, далеко не полный пере­ чень работ, созданных нашей творческой интеллигенцией. Но и названные произве­ дения свидетельствуют о большом творче­ ском подъеме, страстном желании художни­ ков показать жизнь советских людей, их трудовой подвиг, направленный на осущ е­ ствление ленинских заветов. Справедливости ради, однако, надо ска­ зать, что наряду с очевидными достижени­ ями имеет место и определенное отстава­ ние в творческой деятельности Наша жизнь богата событиями, гигант­ ским размахом созидательных дел, расцветом духовной культуры, красотой человеческого груда. Увы, далеко не все творческие работники пристально всматри­ ваются в эту кипучую, сложную и богатую жизнь. Оттого-то до сих пор не находит должного воплощения в художественных произведениях благородная тема рабочего класса и колхозного крестьянства, нет глу­ боких художественных исследований новых отношений между людьми, не созданы по- настоящему яркие характеры героев наше­ го времени. Известно, позитивное начало литератур­ ных произведений обнаруживается прежде всего тогда, когда они являются, так ска­ зать, художественным аккумулятором об­ щественных ценностей и своей идейной сущностью нацелены на ускорение социаль­ ного прогресса. К сожалению есть у нас произведения, которые заслуживают кри­ тики не только с точки зрения художе­ ственной, но и с точки зрения правильно­ сти освещения тех событий, которые про­ исходят в нашей жизни. В прошлом году в издательстве «Совет­ ская Россия» вышла книжка В. Конь Якова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2