Сибирские огни № 10 - 1970
ния. Это —решение съезда, а не «разговор»! —И уже спокойнее: —Вы, наверно, так и хотели сказать? — Конечно, конечно,—поспешно согласился лама.—Я и пришел с предложением... Мне, скудоумному,—привычно загнусил он,—кажется, что выдумывать новую письменность никак нельзя. Это выше нас, выше нашей судьбы... Он зачерпнул маленькой ложечкой табак из хоорге и шумно втянул его ноздрями, закрыл глаза и сморщил лицо —вот-вот чихнет. — Что же вы предлагаете? Лама чихнул, вздрогнув всем своим хилым телом, огляделся по сторонам. — Всевышний, бурган башкы, установил, что для тувинцев пред определена судьбой тангутская и монгольская письменность. Не нам идти против судьбы, против бога... Я хочу узнать у вас, где, в какой кни ге судеб записано, чтобы кто-нибудь мог выдумать неведомую и неугод ную богу письменность? Не так он был прост, этот тощий верблюд, каким пытался казаться. В его зеленых глазах таился злой, хитрый ум. — Кажется, мы напрасно тратим время. Я принял вас, надеясь, что вы дадите дельный совет. А выходит, вы против революционной мысли партии! Вы по-прежнему хотите дурачить аратов своими проповедями. Недалеко же мы уйдем с тангутской письменностью, которую ламы за везли к нам в Туву. Собеседник все еще пытался прикидываться простаком. — Прошло уже больше ста лет, как у нас распространена тангут ская письменность,—смиренно произнес он.—Народ знает, насколько полезна она, чтит ее. Потому я и пришел к вам, дарга, что партия при звала высказаться по поводу письменности. Лама привстал с табурета и почтительно поклонился. Я снова не сдержался: — Оставьте ваши ламские привычки! Вам ли не знать, как лживы все эти поклоны... Революция отвергла религию вместе с лицемерными поклонами, унижающими достоинство человека. Вот вы расхваливаете тангутскую письменность. А скажите-ка, кто из аратов владеет ею? — У нас, в Чадане,—бойко заговорил монах,—в верхнем и нижнем хуре, многие ламы пишут по-тангутски. А из этих... из аратов? —он за мялся.—Кто же, кто же... Что-то позабыл. — А вы припомните. Не из лам, а из простых аратов —кто может читать и писать? Назовите хоть одного грамотного человека даже из нижних чинов тужумета. Если ваша тангутская письменность так про ста, если она самим богом определена для тувинцев, почему же за сто лет вы не научили грамоте ни одного арата? — Что я могу сказать, мой господин,—лама едва сдерживал ярость.—Значит... значит, у них, у этих аратов, просто нет способностей. — Ну, вот вы и сказали то, что должны были сказать! —Я узнал в этом тощем верблюде ламу высшего ранга камбы! —Вы-то сами, Майдыр-ловун, и такие же, как вы,—небольшая кучка верховных лам — едва разбираетесь в тангуте. Заучили наизусть свои'священные книги — вот и вся ваша грамота! Нет, ваше священство, такое предложение нам не подходит. Оно тянет назад, к тому, чтобы держать аратов в вековой темноте. Ваше предложение —хитрая ловушка!.. Запомните, Майдыр- ловун: если вы- будете препятствовать выполнению решений партии, мы примем самые строгие меры. Понятие? Молитесь своему богу, сколько вашей душе^угодно, и мы вас не тронем. Мы будем бороться не с вами, а с религией. Бороться беспощадно. Грамотный арат перестанет верить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2