Сибирские огни № 10 - 1970

мээрэн, вставший во главе мятежа, сумел обманом и силой сколотить из аратов Шеми, Чыргакы, Чадана и Хондергея несколько банд. Мятеж­ ники хватали активистов, членов партии, пьпали, мучили, убивали их. Что замышляют мятежники, каковы их планы, что они предпримут. На что рассчитывают—неизвестно. При ЦК создали революционный штаб под председательством Шаг- дыржапа. В районы, охваченные восстанием, направили правительствен­ ные войска. Обстановка несколько прояснилась, когда в Кызыл приехал Ензук. Ему удалось затесаться в банду Дамдыкая и кое что выведать. Он су­ мел проникнуть даже на «военный совет» мятежников! — Дамдыкай так заявил,—рассказывал Ензук: —«Сначала захва­ тим верхнее и нижнее Чаданские хуре, тогда перед нами лягут Хемчик- ские и Улуг-Хемские хошуны. Ну, а если ими овладеем,—считайте, на­ ша взяла! Главное, нагнать страху н.а всю эту сволочь. Ошеломить. По­ казать нашу силу, решимость. Действовать сразу в нескольких местах, чтобы проклятые кулугуры не сообразили, где. вперед им спасать свои шкуры... Я имею священное напутствие Чамзы камбы и сына прослав­ ленного Сумунака». — Верите,—признался Ензук,—не мог на месте от злости усидеть! Еле сдержался, чтоб виду не подать. Должен сказать, не все у них такие самоуверенные, как Дамдыкай. Карма-Сотпа считается у них вторым после Дамдыкая, но он побаивается. Пока еще, говорит, в наших руках ничего нет, народу в отрядах мало, основную задачу никто не знает-... Видно, что боится Карма-Сотпа, а показать себя трусом не хочет. Вдруг удача будет? Старается подольститься к Дамдыкаю, заискивает перед ним, называет его сайгарыкчи, чуть не молится на него... Как он только сказал, Дамдыкай прямо рассвирепел. Если у тебя, кричит, ко­ лени дрожат или сердце не выдерживает, лучше уходи с нашей дороги. С тобой или без тебя мы восстановим в Туве доброе старое время. На пашей стороне бурган башкы. Нам помогут с той стороны, откуда вос­ ходит солнце... После этого Карма-Сотпа вроде бы успокоился немно­ го и Дамдыкай тоже поостыл А тут Чарык-Карак осторожно, чтобы не рассердить «сайгарыкчи», заявляет: «Я незаметно объехал многие ме­ ста. Не то что простые бедняки, даже некоторые баи на нас не надеют­ ся. Что делать?» Будто кипятком плеснули на Дамдыкая. «Чепуха1 Трусливые сволочи! Посмотрим, что будет, когда я захва­ чу Чаданские хуре. Ламы и ховураки на нашей стороне! Чамзы камбы выехал к нам,—И опять повторил: —На востоке силы хватит...» Ензук усмехнулся- — Кричать-то кричит, а все же терять своих сообщников не хочет. Приказал налить всем араки. Выпейте, говорит, лучше соображать бу­ дете... Пили много. Языки у всех развязались Дамдыкай спрашивает, где партийцы, которых захватили. Чарык-Карак ответил, что о них мож­ но не беспокоиться: которые поважнее —прикручены к стенкам юрты, а остальных караулят. «Сайгарыкчи», пьяный уже, бахвалится: «Пусть ьемного стемнеет, я с этими сволочами сам поговорю, особо. Или они к нам присоединятся, или мы их в кандалы закуем, а после того как Верхне-Чаданское хуре возьмем, принесем в жертву флагу». Жертва флагу —древняя и самая жестокая расправа с противника, ми. У человека взрезают грудь, и его трепещущее сердце подносят к флагу... Этот варварский обряд должен вызвать у воинов ненависть к врагу, воодушевлять их на полное истребление противника То, что Дам­ дыкай решился возродить бесчеловечный обычай, говорило о том, что главарь мятежников все поставил на карту. СЭ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2