Сибирские огни № 10 - 1970
мээрэн, вставший во главе мятежа, сумел обманом и силой сколотить из аратов Шеми, Чыргакы, Чадана и Хондергея несколько банд. Мятеж ники хватали активистов, членов партии, пьпали, мучили, убивали их. Что замышляют мятежники, каковы их планы, что они предпримут. На что рассчитывают—неизвестно. При ЦК создали революционный штаб под председательством Шаг- дыржапа. В районы, охваченные восстанием, направили правительствен ные войска. Обстановка несколько прояснилась, когда в Кызыл приехал Ензук. Ему удалось затесаться в банду Дамдыкая и кое что выведать. Он су мел проникнуть даже на «военный совет» мятежников! — Дамдыкай так заявил,—рассказывал Ензук: —«Сначала захва тим верхнее и нижнее Чаданские хуре, тогда перед нами лягут Хемчик- ские и Улуг-Хемские хошуны. Ну, а если ими овладеем,—считайте, на ша взяла! Главное, нагнать страху н.а всю эту сволочь. Ошеломить. По казать нашу силу, решимость. Действовать сразу в нескольких местах, чтобы проклятые кулугуры не сообразили, где. вперед им спасать свои шкуры... Я имею священное напутствие Чамзы камбы и сына прослав ленного Сумунака». — Верите,—признался Ензук,—не мог на месте от злости усидеть! Еле сдержался, чтоб виду не подать. Должен сказать, не все у них такие самоуверенные, как Дамдыкай. Карма-Сотпа считается у них вторым после Дамдыкая, но он побаивается. Пока еще, говорит, в наших руках ничего нет, народу в отрядах мало, основную задачу никто не знает-... Видно, что боится Карма-Сотпа, а показать себя трусом не хочет. Вдруг удача будет? Старается подольститься к Дамдыкаю, заискивает перед ним, называет его сайгарыкчи, чуть не молится на него... Как он только сказал, Дамдыкай прямо рассвирепел. Если у тебя, кричит, ко лени дрожат или сердце не выдерживает, лучше уходи с нашей дороги. С тобой или без тебя мы восстановим в Туве доброе старое время. На пашей стороне бурган башкы. Нам помогут с той стороны, откуда вос ходит солнце... После этого Карма-Сотпа вроде бы успокоился немно го и Дамдыкай тоже поостыл А тут Чарык-Карак осторожно, чтобы не рассердить «сайгарыкчи», заявляет: «Я незаметно объехал многие ме ста. Не то что простые бедняки, даже некоторые баи на нас не надеют ся. Что делать?» Будто кипятком плеснули на Дамдыкая. «Чепуха1 Трусливые сволочи! Посмотрим, что будет, когда я захва чу Чаданские хуре. Ламы и ховураки на нашей стороне! Чамзы камбы выехал к нам,—И опять повторил: —На востоке силы хватит...» Ензук усмехнулся- — Кричать-то кричит, а все же терять своих сообщников не хочет. Приказал налить всем араки. Выпейте, говорит, лучше соображать бу дете... Пили много. Языки у всех развязались Дамдыкай спрашивает, где партийцы, которых захватили. Чарык-Карак ответил, что о них мож но не беспокоиться: которые поважнее —прикручены к стенкам юрты, а остальных караулят. «Сайгарыкчи», пьяный уже, бахвалится: «Пусть ьемного стемнеет, я с этими сволочами сам поговорю, особо. Или они к нам присоединятся, или мы их в кандалы закуем, а после того как Верхне-Чаданское хуре возьмем, принесем в жертву флагу». Жертва флагу —древняя и самая жестокая расправа с противника, ми. У человека взрезают грудь, и его трепещущее сердце подносят к флагу... Этот варварский обряд должен вызвать у воинов ненависть к врагу, воодушевлять их на полное истребление противника То, что Дам дыкай решился возродить бесчеловечный обычай, говорило о том, что главарь мятежников все поставил на карту. СЭ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2