Сибирские огни № 10 - 1970

зами.—В нашем сумоне много больных. А ламы что? Только стараются побольше взять себе, а помощи от них никакой. Рядом тоже говорят о ламах, но уже другое: — Чем мы богаты, так это ламами. Каждый пятый мужчина—• лама. Говорят, или отдай сына в хуре, или плати монастырский налог. А учить детей негде. Школ нет... — В нашем аймаке такое положение, что власть у старых чиновни­ ков. Скот у них, пастбища тоже у них... Мне показалось, что это встреченный нами в пути караванщик. Пригляделся —нет, не он. Значит, не в одном аймаке т а к о е поло­ жение. — Обязательно буду говорить о «беспоясных»!—слышу знакомый женский голос.—Видите, даже на нашем хурале сплошь мужчины. До каких пор женщин будут эксплуатировать? Конечно же —Янчимаа! У нее толстые косы, переплетенные шел­ ковыми лентами. Она в синей шелковой шапке-довурзаке, барашковой шубе,’ крытой коричнево^ чесучой, в аккуратных идиках. Смуглая, со сверкающими глазами. — Здравствуйте, товарищ Янчимаа! — Тока! Какими судьбами? Давно ли в наших краях? Как хорошо, что приехали! Элдепа видели? Только и успел узнать, что она работает в ЦК, заведует женотде­ лом. Звонок —начинается хурал. Договариваемся о встрече. На ходу продолжаем забрасывать друг друга вопросами. ...Амфитеатр гудит. Так же, как и у нас, большинство делегатов не желают признавать скамейки и стулья —садятся на пол. В шубах, ма­ лахаях... За столом президиума занимают места Чойбалсан, ЭлдепОчур, Самбуу, Янчимаа... Докладчик —Элдел. Я слушаю его и будто снова иду с ним по ули­ цам монгольской столицы. Наш вчерашний разговор то и дело всплывал в памяти. «Дороги наших республик одинаковы. Задачи —близки»,— каждым словом своего доклада Эддеп подтверждал это. Прения —шумные, жаркие. Конечно же, без регламента. Бады-Са- гана, который вместе с Сухэ-Батором начинал революцию, сменяет на трибуне Демир-Чыгал —скотовод из Улан-Гомского аймака, вслед за боевым другом Сухэ —Санхо из Хомду —выступает тот самый арат с обмороженными ушами, который сетовал на отсутствие врачей... Боль­ ше всего, понятно, говорили о развитии животноводства —основной от­ расли монгольского хозяйства, но почти каждый непременно заявлял о поддержке ЦК и правительства, их программы борьбы с феодалами и церковью. Я «мотал на ус», когда заходила речь о культурной рево­ люции—строительстве школ и больниц, когда вносились предложения о развитии местной промышленности, строительстве дорог, коллективи­ зации сельского хозяйства... Шагдыржап был прав: эта поездка на многое открыла мне глаза. Как он говорил? «Хорошее нам привезет —плохое там оставит». Несколь­ ко дней, проведенных на Великом хурале в Улан-Баторе, не только дали мне в обратную дорогу увесистый груз «хорошего», они подсказали, на­ учили, как бороться со своим «плохим». А плохого в Туве оказалось больше, чем мы все подозревали... Меня срочно отозвали домой. В ответ на решения нашего партийно­ го съезда недобитые феодалы и ламы в нескольких хошунах подняли контрреволюционный мятеж. Многое было неясным. Судя по отрывочным сведениям, Дамдыкай

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2