Сибирские огни № 10 - 1970

партийности,— сплошная ложь, ширма, за которой крою тся классовые цели. Произведения литературы и искусства бурж уазны х художников — прислужников монополистического капитала — только внешне свободны от политики. Вся их иде­ ологическая машина — печать, радио, теле­ видение, художественные произведения — верно защищает капиталистический строй с его волчьими законами эксплуатации че­ ловека человеком, утверждением частной собственности, насилием и грабежом тру­ дящ ихся. Предоставляя полную свободу всему безыдейному, идеологи господ­ ствующих партий преследую т свою классо­ вую цель. Они стрем ятся лишить народные массы настоящего искусства, которое ут­ верждает величайшую вер/ в коммунисти­ ческое будущ ее, гуманизм, социальный прогресс и мир на зем ле. В то же время во многих произведениях литературы и ис­ кусства, выходящих в капиталистических странах, с откровенным цинизмом пропа­ гандирую тся буржуазный образ жизни, бурж уазная философия мораль и нравы Империалисты .и их идейные приказчики, как черт ладана, боятся партийности и на­ родности советской литературы и искусства. А как же! Ведь в партийности и народности выражается подлинно свободная, открытая и сознательная позиция художника, отдаю ­ щ его свое творчество делу служения тру­ дящ им ся, д ел/ утверждения коммунисти­ ческой морали и нравственности, делу со­ циализма и коммунизма Произведения, созданные на принципах партийности и народности, увековечивают •се этапы нашей , героической истории, они достойно служили и служат воспитанию со­ знательны х и активных борцов против ка­ п и тали зм а— за коммунизм Это-то и бесит апологетов буржуазной идеологии. Они считают, что у с л с ы е м сво­ бодного «самовыявления» творческой лич­ ности является ее освобождение от «гнета реальности, общества и идей» Поэтому они пытаются затушевать принципиальные отличительные черты искусства социалисти­ ческого от искусства бурж уазного, подве­ сти их под общий знаменатель «единого современного искусства». Ведя атаки на партийность и народность, составляющие сущность социалистического реализма, бур­ жуазные идеологи обвиняют советских ху­ дожников в том. что они. мол, подгоняют свои произведения под идеальный образец, придают действительности идеальную трак­ товку Но ведь это чепуха! Социалистиче­ ский реализм выражает идейную убежден­ ность художника стремящ егося запечатлеть живую действительность, создать образы героев, которые служили бы примером для подражания повышали бы у советских лю­ дей классовую зрелость, укрепляли бой­ цовские качества Коммунистическая пар­ тия отнюдь не призывает к созданию обра­ зов выхоленных поучателей. которые все знают, все умею т, им все легко, они не испытывают трудностей, не подвластны про­ тиворечиям. Нет Но молодежи нужен идеал подлинного героя, бескомпромиссного в идейных установках бойца за новое обще­ ство Партийность и народность художествен­ ного творчества не исключают, а, наоборот, предполагают качественный рост литерату­ ры и искусства. Пусть идейные установки в произведении будут совершенно точны­ ми, это не поможет произведению поднять­ ся до высокого гражданского звучания и жизнеутверждения, если оно в художе­ ственном плане серо и убого Наша Коммунистическая партия, руко­ водствуясь ленинскими принципами в во­ просах литературы и искусства, проявляет постоянную заботу о творчестве советской художественной интеллигенции. В резолю ­ ции X X III съезда КПСС записано: «Партия ожидает от творческих работников новых значительных произведений, которые поко­ ряли бы глубиной и правдивостью отобра­ жения жизни, силой идейного пафоса, высоким художественным мастерством, активно помогали бы формированию ду­ ховного облика строителя коммунизма, вос­ питывали в советских людях высокие мо­ ральные качества, преданность коммунисти­ ческим идеалам, чувство гражданственности и советского патриотизма» Из этого положения и вытекает линия партийного руководства литературой и ис­ кусством Известно: абсолютное большин­ ство советских творческих работников твер­ до стоит на позициях партийности народ­ ности и социалистического реализма Ге отрицательные стороны, которые имеют место в творчестве некоторых советских художников, конечно, ни в коей мере не могут рассматриваться как некая тенденция в развитии советской литературы и искус­ ства. Однако наше общество не может равнодушно относиться' к появлению таких произведений, в которых преданы забве­ нию партийные принципы, ибо это означало бы идейный компромисс, отступление пе­ ред буржуазной идеологией. Мы с гордостью отмечаем: сибиряки — писатели и работники искусства верны ле­ нинским принципам партийности и народ­ ности творчества. Именно на этой основе достигнуты ими значительные успехи Так было всегда во все периоды нашей герои­ ческой истории. И в период становления Советской власти, и в период первых сози­ дательных пятилеток, и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время. В первые послевоенные годы ЦК КПСС принял ряд постановлений по вопросам ли­ тературы и искусства. Он осудил чуждые советской литературе тенденции, подчерк­ нул значение идейно-художественной цело­ стности произведений; выдвинул в качестве главной задачи дальнейшее повышение ро­ ли литературы и искусства в коммунисти­ ческом воспитании трудящ ихся. Призыв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2