Сибирские огни № 10 - 1970
партийности,— сплошная ложь, ширма, за которой крою тся классовые цели. Произведения литературы и искусства бурж уазны х художников — прислужников монополистического капитала — только внешне свободны от политики. Вся их иде ологическая машина — печать, радио, теле видение, художественные произведения — верно защищает капиталистический строй с его волчьими законами эксплуатации че ловека человеком, утверждением частной собственности, насилием и грабежом тру дящ ихся. Предоставляя полную свободу всему безыдейному, идеологи господ ствующих партий преследую т свою классо вую цель. Они стрем ятся лишить народные массы настоящего искусства, которое ут верждает величайшую вер/ в коммунисти ческое будущ ее, гуманизм, социальный прогресс и мир на зем ле. В то же время во многих произведениях литературы и ис кусства, выходящих в капиталистических странах, с откровенным цинизмом пропа гандирую тся буржуазный образ жизни, бурж уазная философия мораль и нравы Империалисты .и их идейные приказчики, как черт ладана, боятся партийности и на родности советской литературы и искусства. А как же! Ведь в партийности и народности выражается подлинно свободная, открытая и сознательная позиция художника, отдаю щ его свое творчество делу служения тру дящ им ся, д ел/ утверждения коммунисти ческой морали и нравственности, делу со циализма и коммунизма Произведения, созданные на принципах партийности и народности, увековечивают •се этапы нашей , героической истории, они достойно служили и служат воспитанию со знательны х и активных борцов против ка п и тали зм а— за коммунизм Это-то и бесит апологетов буржуазной идеологии. Они считают, что у с л с ы е м сво бодного «самовыявления» творческой лич ности является ее освобождение от «гнета реальности, общества и идей» Поэтому они пытаются затушевать принципиальные отличительные черты искусства социалисти ческого от искусства бурж уазного, подве сти их под общий знаменатель «единого современного искусства». Ведя атаки на партийность и народность, составляющие сущность социалистического реализма, бур жуазные идеологи обвиняют советских ху дожников в том. что они. мол, подгоняют свои произведения под идеальный образец, придают действительности идеальную трак товку Но ведь это чепуха! Социалистиче ский реализм выражает идейную убежден ность художника стремящ егося запечатлеть живую действительность, создать образы героев, которые служили бы примером для подражания повышали бы у советских лю дей классовую зрелость, укрепляли бой цовские качества Коммунистическая пар тия отнюдь не призывает к созданию обра зов выхоленных поучателей. которые все знают, все умею т, им все легко, они не испытывают трудностей, не подвластны про тиворечиям. Нет Но молодежи нужен идеал подлинного героя, бескомпромиссного в идейных установках бойца за новое обще ство Партийность и народность художествен ного творчества не исключают, а, наоборот, предполагают качественный рост литерату ры и искусства. Пусть идейные установки в произведении будут совершенно точны ми, это не поможет произведению поднять ся до высокого гражданского звучания и жизнеутверждения, если оно в художе ственном плане серо и убого Наша Коммунистическая партия, руко водствуясь ленинскими принципами в во просах литературы и искусства, проявляет постоянную заботу о творчестве советской художественной интеллигенции. В резолю ции X X III съезда КПСС записано: «Партия ожидает от творческих работников новых значительных произведений, которые поко ряли бы глубиной и правдивостью отобра жения жизни, силой идейного пафоса, высоким художественным мастерством, активно помогали бы формированию ду ховного облика строителя коммунизма, вос питывали в советских людях высокие мо ральные качества, преданность коммунисти ческим идеалам, чувство гражданственности и советского патриотизма» Из этого положения и вытекает линия партийного руководства литературой и ис кусством Известно: абсолютное большин ство советских творческих работников твер до стоит на позициях партийности народ ности и социалистического реализма Ге отрицательные стороны, которые имеют место в творчестве некоторых советских художников, конечно, ни в коей мере не могут рассматриваться как некая тенденция в развитии советской литературы и искус ства. Однако наше общество не может равнодушно относиться' к появлению таких произведений, в которых преданы забве нию партийные принципы, ибо это означало бы идейный компромисс, отступление пе ред буржуазной идеологией. Мы с гордостью отмечаем: сибиряки — писатели и работники искусства верны ле нинским принципам партийности и народ ности творчества. Именно на этой основе достигнуты ими значительные успехи Так было всегда во все периоды нашей герои ческой истории. И в период становления Советской власти, и в период первых сози дательных пятилеток, и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время. В первые послевоенные годы ЦК КПСС принял ряд постановлений по вопросам ли тературы и искусства. Он осудил чуждые советской литературе тенденции, подчерк нул значение идейно-художественной цело стности произведений; выдвинул в качестве главной задачи дальнейшее повышение ро ли литературы и искусства в коммунисти ческом воспитании трудящ ихся. Призыв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2