Сибирские огни № 10 - 1970
Л . Треец» РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ В в е д е н и е Известно, что любой нормальный чело век может писать повести или рассказы. И тем не менее членов союза писателей гораздо меньше, чем, например, вагоново жатых или парикмахеров На первый взгляд такое соотношение кажется странным, но, если разобраться, ничего странного в этом нёт. Трудность состоит не в том, чтобы пи сать,— трудность в том, чтобы написанное было напечатано. Как показывает практика, у начинающих авторов отсутствуют элементарные знания тех тонкостей, без которых нельзя рассчи тывать на успех в редакциях. Но винить их в этом не стоит: до сих пор не написано ни одного методического пособия по тактике начинающих авторов. Данное руководство является попыткой заполнить сущ ествую щий пробел в этой области. Я хочу искренне поблагодарить редак ции всех толстых и тонких журналов, вдох новившие и поддержавшие меня при соз дании этого пособия. I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД Написав повесть или рассказ, прежде всего выясните — нет ли среди ваших зна комых или среди знакомых ваших знако мых какого-нибудь писателя. Очень малове роятно, что этот писатель с радостью ухватится за ваше произведение. Еще мало вероятней, что он сможет дочитать его ДО конца. Но это и не важно. Как человек тактичный, он не выскажет и десятой доли того, что дум ает о вашем «шедевре». Он будет смотреть в сторону, виновато улы баться и вздыхать. А в конце разговора скаж ет: «Знаете, в такой-то редакции есть такой- то литсотрудник. Может быть, он...» Это как раз то. что вам нужно. Придя к литсотруднику, вы сможете об молвиться: «Писатель такой-то часто рассказывал мне о вас». Как правило, эта фраза произ водит впечатление Возможно, что в своем городе вы во общ е не найдете писателя. Это не страшно, ибо успех, в конечном счете, не определя ется одним фактором. Очень полезна встреча работников ре дакции толстого журнала с коллективом вашего предприятия. Попытайтесь ее орга низовать. Идеальный случай — это когда редакция берет шефство над предприятием, где вы работаете, и в порядке шефской помощи печатает ваше произведение. Что ж е касается самой рукописи, то нужно помнить, что она ни в коем случае не должна быть толстой. Рукописи сами по себе действую т угнетающе, а толстые ру кописи — тем более. И последнее. Кроме основного названия, поставьте в скобках еще три или четыре возможных заголовка. Решающее слово в выборе названия пусть останется за питсот- рудником. Социологические исследования показали, что они это любят. Помните: фундам ент успеха закладыва ется именно в подготовительный период. И. ТАКТИКА АВТОРА В РЕДАКЦИИ Посещение редакции должно быть тща тельно продумано. Тут нет мелочей. Важна каждая деталь. Начнем с внешнего вида. Внешний вид автора должен соответствовать тому, о чем идет речь в его произведении. Если, например, это повесть о геологах, го в редакцию следует являться с бородой и в штормовке. Если речь идет о сельском хозяйстве — пересыпьте рукопись ^овсом или пшеницей, наденьте темно-синий плащ и ф ураж ку с пуговкой. Автор повести о жизни ученых должен иметь портфель, галстук и очки (желательно с золотистой оправой). Все это придает аромат вашему творчеству, и сотрудник начинав! думать, что вы знаете то, о чем пишете. Важно, однако, и здесь соблюсти меру. Так, автору рассказов на охотничьи гемы не следует являться в редакцию с ружьем и собакой. Очень полезно во время беседы с со трудником редакции держать в руках на писанную им книгу. Если он еще не написал книгу, перелистывайте журнал «Вопросы литературы». Слушайте литсотрудникз вни мательно и ни в коем случае не перебивай те. С нарастанием критических замечаний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2